АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Тормозная система Шевроле Нива

Рабочая тормозная система Шевроле Нива – гидравлическая, двухконтурная (с диагональным разделением контуров), с регулятором давления, вакуумным усилителем и датчиком недостаточного уровня жидкости в бачке главного тормозного цилиндра.

В нормальном режиме (когда тормозная система исправна) работают оба контура. При отказе (разгерметизации) одного из контуров второй обеспечивает торможение автомобиля, хотя и с меньшей эффективностью.



Рис.41. Тормозная система ВАЗ-2123 Нива

1 — тормозной механизм заднего колеса; 2 — задний трос стояночного тормоза; 3 — направляющая заднего троса; 4 — передний трос стояночного тормоза; 5 — рычаг стояночного тормоза; 6 — педаль тормоза; 7 — вакуумный усилитель; 8 — передний тормозной шланг; 9 — главный цилиндр; 10 — тормозной механизм переднего колеса; 11 — бачок главного цилиндра; 12 — регулятор давления; 13 — рычаг привода регулятора давления

Педаль системы тормоза – подвесного типа, закреплена на одной оси с педалью сцепления, вращается на двух пластмассовых втулках, снабжена возвратной пружиной.

Над педалью расположен выключатель сигналов торможения; его контакты замыкаются при нажатии педали. Для снижения усилия на педали тормоза служит вакуумный усилитель, использующий разрежение в ресивере работающего двигателя.

На автомобиле установлен вакуумный усилитель, расположенный между толкателем педали и главным тормозным цилиндром. Он крепится двумя шпильками к кронштейну педалей. Усилитель – неразборный, при выходе из строя его заменяют.

Простейшая проверка: на автомобиле с неработающим двигателем несколько раз нажимаем педаль тормоза и, удерживая педаль нажатой, пускаем двигатель. При исправном усилителе после пуска двигателя педаль должна уйти вперед.

Помните, что отказ в работе или недостаточная эффективность вакуумного усилителя могут быть вызваны и негерметичностью шланга, отбирающего разрежение из ресивера. Главный тормозной цилиндр крепится к корпусу вакуумного усилителя на двух шпильках.

В верхней части главного тормозного цилиндра Шевроле Нива установлен бачок, из которого в цилиндр поступает тормозная жидкость. На бачке нанесены метки максимального и минимального уровней жидкости, а в крышке смонтировано сигнальное устройство с поплавком, замыкающим контакты при понижении уровня жидкости.

В отверстия с правой стороны цилиндра, ввернуты штуцеры тормозных трубок: в переднее отверстие – контура, подводящего жидкость через тройник к переднему правому и заднему левому колесам, в заднее – к переднему левому и заднему правому колесам.

Механизмы тормоза передних колес – дисковые, с трехпоршневым плавающим суппортом. Блок цилиндров закреплен в суппорте в двух направляющих и зафиксирован подпружиненным фиксатором.

Между блоком цилиндров и суппортом располагаются колодки: внутренняя опирается на поршни цилиндров, внешняя – на прилив суппорта. Суппорт может перемещаться в направляющей колодок, поджимаясь к ней двумя подпружиненными рычагами.

Направляющая колодок жестко прикреплена двумя болтами к поворотному кулаку. От отворачивания болты фиксируются краями защитного кожуха (их отгибают на грани болтов после затяжки). Тормозные диски – чугунные.

Минимальная толщина диска при износе — 9,5 мм, максимально допустимое торцевое биение (на наибольшем радиусе) – 0,15 мм. Минимально допустимая толщина накладок колодок передних тормозов – 1,5 мм.

Механизмы тормоза задних колес Шеви Нива – барабанные, с двухпоршневыми колесными цилиндрами и автоматической регулировкой зазора между колодками и барабаном.

Устройство автоматической регулировки зазора расположено в колесном цилиндре и представляет собой два упругих стальных разрезных кольца (по одному на каждый поршень), установленных на поршнях с осевым зазором 1,25–1,65 мм.

Упругость кольца подобрана таким образом, чтобы оно не смещалось по зеркалу цилиндра от усилия стяжных пружин колодок (а лишь от усилия поршней).



Рис.42. Тормозные колодки Шевроле Нива

1 — передние; 2 — задние

По мере износа тормозных колодок ВАЗ 2123 Нива поршни при торможении перемещают кольца по цилиндрам, поддерживая постоянный расчетный зазор между колодками и барабаном. В случае повреждения зеркала поршней из-за механических примесей в тормозной жидкости или коррозии кольца поршни могут «закиснуть» в цилиндре, потеряв подвижность.

В этом случае необходимо заменить цилиндр и тормозную жидкость. Тормозные барабаны – алюминиевые, с залитыми чугунными цилидрами (рабочая поверхность). Номинальный внутренний диаметр барабана – 250 мм.

Допускается проточка рабочей поверхности барабанов при износе. Наибольший допустимый диаметр (при износе или после проточки) – 251 мм. Регулятор давления служит для снижения тормозного усилия на задней оси, что предотвращает занос автомобиля при торможении.

Он ограничивает давление в задних тормозах Шеви Нива в зависимости от положения задней части кузова относительно дороги: при увеличении нагрузки на заднюю ось, когда сцепление задних колес с дорогой улучшается, регулятор обеспечивает большее давление в колесных цилиндрах, и, наоборот, с уменьшением нагрузки давление падает.

Регулятор крепится двумя болтами к кронштейну в правой задней части кузова и приводится упругим рычагом, прикрепленным через тягу к балке заднего моста.

С увеличением нагрузки на заднюю ось автомобиля упругий рычаг также нагружается, передавая усилие на поршень регулятора. При нажатии на педаль тормоза давление жидкости стремится выдвинуть поршень наружу, чему препятствует усилие со стороны рычага.

Когда тормозная система приходит в равновесие, клапан, расположенный в регуляторе, изолирует задние тормозные цилиндры от главного тормозного, не допуская дальнейшего роста тормозного усилия на задней оси.

Регулятор давления в тормозных механизмах задних колес разбирать не рекомендуется, при выходе из строя его заменяют. Для продления срока службы регулятора в резиновый защитный колпачок закладывают 5–6 г смазки ДТ-1 (или графитовой).

Привод стояночной тормозной системы – механический, тросовый, на задние колеса автомобиля. Он состоит из рычага, переднего троса с резьбовым наконечником (с шайбой и двумя гайками), оттяжной пружины, заднего троса, его направляющей, двух рычагов и двух распорных планок – по одному (одной) на каждый тормозной механизм.

Привод регулируется перемещением гаек на резьбовом наконечнике переднего троса (после регулировки гайки контрятся). Полный ход рычага после регулировки должен соответствовать подъему на 7–9 зубцов по сектору.

Замена передних тормозных колодок

Работы по замене передних тормозных колодок Шевроле Нива:

- Передние тормозные колодки необходимо менять одновременно с правой и левой сторон.

- Вывешиваем и снимаем переднее колесо. Желательно очистить поверхности и обработать соединения оси и шплинта проникающей смазкой типа WD-40.

- Пассатижами вынимаем шплинт оси нижнего прижимного рычага.

- Выколоткой страгиваем ось прижимного рычага и, придерживая рычаг, пассатижами вынимаем ось. Снимаем прижимной рычаг.

- Вынимаем из направляющей передних тормозных колодок Нива ВАЗ 2123 две пружины прижимного рычага, чтобы их не потерять.

- Поддев отверткой, поднимаем суппорт тормоза и располагаем его с блоком цилиндров на поворотном кулаке.

- Извлекаем из направляющей передние тормозные колодки. Перед установкой новых тормозных колодок необходимо переместить поршни как можно дальше внутрь цилиндров.

- Раздвижными пассатижами (или трубным ключом) вдавливаем поршни в цилиндры.

- Можно утопить поршни в цилиндры и другим способом. Для этого вставляем наружную переднюю тормозную колодку в направляющую и, установив суппорт на место монтажной лопаткой вдавливаем поршни в цилиндры.

- Дальнейшую сборку узла проводим в обратной последовательности.

- Для облегчения установки оси прижимного рычага напильником или на наждаке обтачиваем конец оси так, чтобы получился конус.

- Перед установкой ось прижимного рычага смазываем графитовой смазкой. Прижав рычаг, вставляем ось.

- После установки передних тормозных колодок необходимо несколько раз нажать на педаль тормоза, чтобы поршни цилиндров подвели колодки к тормозному диску.

Замена задних тормозных колодок

Операции по замене задних тормозных колодок Шевроле Нива:

- Для замены колодок устанавливаем автомобиль на смотровую канаву или эстакаду. Снимаем тормозной барабан.

- Показываем два способа снятия задних тормозных колодок Шеви Нива.

- При снятии первым способом отсоединяем конец верхней стяжной пружины от колодки и вынимаем пружину. Снимаем распорную планку.

- Придерживаем опорную стойку пальцем с другой стороны тормозного щита и пассатижами поворачиваем наружную чашку стойки передней тормозной колодки до совпадения ее прорези с выступами стойки.

- Снимаем пружину с наружной и внутренней чашками. С другой стороны тормозного щита вынимаем стойку.

- Элементы опорной стойки колодки перед сборкой следует тщательно очистить от загрязнеий и следов коррозии.

- Отводим колодку и снимаем нижнюю стяжную пружину. Снимаем опорную стойку задней тормозной колодки.

- Отводим заднюю тормозную колодку и выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника заднего троса стояночного тормоза.

- При снятии тормозных колодок вторым способом снимаем опорные стойки обеих колодок.

- Поддеваем заднюю тормозную колодку отверткой (или оттягиваем ее рукой) и выводим ее нижний упор из опорной пластины.

- Опускаем руками тормозные колодки, выводя их верхние упоры из прорезей поршней колесного цилиндра.

- Снимаем нижнюю стяжную пружину. Выводим колодки в сборе с распорной планкой и пружиной из-за фланца полуоси.

- Операцию выполняем аккуратно, чтобы не повредить пыльники колесного цилиндра.

- Выводим рычаг ручного привода колодок из наконечника заднего троса стояночного тормоза и снимаем задние тормозные колодки с распорной планкой и верхней стяжной пружиной.

- Удерживая на полу ногой одну из колодок, растягиваем пружину и выводим из упора распорную планку. Снимаем верхнюю стяжную пружину.

- Для снятия рычага ручного привода колодок расшплинтовываем его ось. Снимаем шайбу, рычаг и вынимаем ось.

- Сборку и установку задних тормозных колодок проводим в обратной последовательности (в зависимости от способа разборки). При втором способе перед установкой второй тормозной колодки первую фиксируем от перемещений, установив опорную стойку.

- При установке новых колодок необходимо вдавить поршни внутрь колесного цилиндра. Эту операцию можно выполнить следующим образом: аккуратно нанося удары молотком по поршню через деревянный брусок или установив колодки, надавливаем на них, опираясь двумя монтажными лопатками в буртик тормозного щита. При этом верхние упоры колодок вдавливают поршни внутрь цилиндра.

- После установки новых задних тормозных колодок необходимо отрегулировать стояночную тормозную систему.

Снятие главного тормозного цилиндра Шевроле Нива

- Отсоединяем колодку проводов от датчика недостаточного уровня тормозной жидкости и откачиваем ее из бачка.

- Отворачиваем штуцеры двух тормозных трубок.

- Отводим трубки от главного тормозного цилиндра.

- Ключом того же размера отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра к корпусу вакуумного усилителя и снимаем главный тормозной цилиндр вместе с бачком.

- Соединение главного тормозного цилиндра с вакуумным усилителем тормозов уплотнено резиновым кольцом. Снимаем с цилиндра бачок.

- Для замены резиновой соединительной втулки вынимаем ее из корпуса главного тормозного цилиндра Шеви Нива.

- Устанавливаем главный тормозной цилиндр в обратной последовательности. При необходимости меняем уплотнительное кольцо и соединительные втулки. Прокачиваем систему гидропривода тормозов.

Снятие вакуумного усилителя тормозов

- Снимаем воздушный фильтр.

- Чтобы воздух не попал в гидравлическую систему тормозов, тормозные трубки от главного цилиндра не отсоединяем.

- Отворачиваем две гайки крепления главного тормозного цилиндра к вакуумному усилителю тормозов Шевроле Нива.

- Снимаем цилиндр с бачком со шпилек и отводим его вперед, осторожно изгибая тормозные трубки.

- Отсоединяем вакуумный шланг от штуцера обратного клапана усилителя тормоза.

- Вынимаем из кронштейна бачок гидроусилителя руля и отводим бачок в сторону, не отсоединяя шланги.

- В салоне снимаем нижний кожух рулевой колонки.

- Поддеваем отверткой стопорную скобу пальца крепления толкателя вакуумного усилителя Шевроле Нива к тормозной педали.

- Снимаем стопорную скобу и вынимаем палец крепления толкателя к педали.

- Отворачиваем две гайки крепления вакуумного усилителя к кронштейну педалей.

- Выводим толкатель усилителя из отверстия щитка передка и извлекаем вакуумный усилитель из моторного отсека.

- Устанавливаем вакуумный усилитель тормозов в обратной последовательности.

Разборка переднего тормоза Нива ВАЗ-2123

- Вывешиваем и снимаем переднее колесо.

- Отворачиваем два болта-штуцера соединителя цилиндров и отводим соединитель со шлангом в сторону.

- Каждое соединение с двух сторон уплотнено медными шайбами.

- Сняв нижний пружинный рычаг, снимаем блок цилиндров с суппортом тормоза. Вынимаем тормозные колодки.

- Зажав суппорт тормоза в тиски с накладками губок из мягкого металла, выколоткой страгиваем фиксатор блока цилиндров.

- Одновременно утапливаем фиксатор блока цилиндров стержнем диаметром 3–4 мм и, ударяя молотком с пластмассовым наконечником по блоку цилиндров, начинаем сдвигать блок по направляющим тормозного суппорта.

- Сдвинув блок цилиндров на 1,5–2,0 мм, вынимаем стержень.

- Молотком с пластмассовым наконечником или киянкой выбиваем блок цилиндров из направляющих суппорта.

- Вынимаем фиксатор и его пружину из гнезда блока тормозных цилиндров.

- Фиксатор входит в отверстие тормозного суппорта и ограничивает перемещения блока цилиндров.

- Сборку и установку переднего тормоза проводим в обратной последовательности.

- Для облегчения сборки снимаем напильником фаски с направляющих блока цилиндров.

- Утопив фиксатор в гнездо блока, вставляем блок в пазы суппорта Шевроле Нива.

- Молотком с пластмассовым наконечником забиваем блок цилиндров, пока фиксатор не войдет в отверстие суппорта.

- Для снятия направляющей тормозных колодок, снимаем верхний прижимной рычаг аналогично нижнему рычагу.

- Отворачиваем болт крепления защитного кожуха к направляющей колодок.

- Зубилом расконтриваем два болта крепления направляющей колодок к поворотному кулаку.

- Отворачиваем нижний болт. Верхний болт удобнее отвернуть головкой того же размера.

- Снимаем передний кожух и направляющую колодок.

- Демонтировать тормозной диск и его защитный кожух можно только после снятия ступицы.

- Сборку узла проводим в обратной последовательности и прокачиваем тормозную систему.

Замена заднего колесного тормозного цилиндра

- Снимаем тормозной барабан.

- Для замены колесного цилиндра снимаем тормозные колодки или выводим их упоры из прорезей поршней цилиндра, сдвинув колодки вниз.

- Отворачиваем штуцер тормозной трубки.

- Выводим трубку из отверстия колесного цилиндра Шеви Нива.

- Во избежание потерь тормозной жидкости на конец трубки надеваем защитный колпачок штуцера прокачки.

- Отворачиваем два болта крепления цилиндра к тормозному щиту и снимаем колесный цилиндр.

- Устанавливаем колесный цилиндр в обратной последовательности.

- После установки колодок и тормозного барабана прокачиваем тормозную систему.

Снятие элементов стояночной тормозной системы Шевроле Нива

- Для снятия заднего троса привода системы ручного тормоза отсоединяем его наконечники от рычагов ручного привода задних колодок.

- Пассатижами отсоединяем оттяжную пружину от кронштейна на кузове и снимаем ее.

- Расконтриваем гайки и отворачиваем контргайку.

- Удерживая пассатижами наконечник переднего троса стояночного тормоза, отворачиваем регулировочную гайку и снимаем направляющую заднего троса.

- Сдвигаем защитный резиновый колпачок с наконечника оболочки троса.

- Выводим наконечник оболочки троса из отверстия кронштейна кузова.

- Поддев отверткой, выводим трос из проушины кронштейна балки заднего моста.

- Отворачиваем два болта крепления держателя оболочки троса стояночного тормоза к тормозному щиту Шевроле Нива.

- Выводим наконечник троса из отверстия тормозного щита.

- Таким же образом освобождаем другой конец заднего троса.

- Снимаем задний трос привода ручного.

- Устанавливаем задний трос в обратной последовательности и регулируем стояночную тормозную систему.

- Для снятия переднего троса отсоединяем его от заднего.

- Вынимаем защитный чехол троса из отверстия кронштейна кузова и снимаем чехол с троса. Снимаем облицовку туннеля пола.

- Отворачиваем два болта крепления рычага привода стояночного тормоза и снимаем рычаг в сборе с передним тросом.

- Приподняв кронштейн с выключателем контрольной лампы стояночного тормоза, отсоединяем от выключателя колодку проводов и снимаем кронштейн с выключателем.

- Для замены выключателя отворачиваем саморез его крепления к кронштейну и вынимаем выключатель контрольной лампы стояночного тормоза.

- Поддев отверткой стопорную шайбу оси наконечника троса ручного тормоза, снимаем шайбу.

- Вынимаем ось и наконечник переднего троса.

- Сборку и установку проводим в обратной последовательности.

- Регулируем стояночную тормозную систему.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Нива ВАЗ-2123