АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Сцепление Шевроле Нива

Сцепление Шевроле Нива — однодисковое, сухое, с центральной нажимной пружиной диафрагменного типа.

Оно расположено в алюминиевом картере, прикрепленном болтами к блоку цилиндров двигателя и конструктивно объединенном с коробкой передач.

Привод сцепления гидравлический, беззазорный, с автоматической компенсацией износа фрикционных накладок ведомого диска. Кожух сцепления соединен с маховиком шестью болтами.

В маховике установлены три штифта, которые при установке входят в соответствующие отверстия кожуха, центрируя его.

Тремя парами упругих стальных пластин с заклепками кожух соединен с нажимным диском.

Нажимной диск в сборе (корзина сцепления) ВАЗ-2123 Нива отбалансирован на стенде, поэтому заменять его следует целиком.

Замена необходима при сильном износе поверхности нажимного диска или осадке пружины.



Рис.19. Сцепление Шеви Нива и его гидропривод

1 — вилка выключения сцепления; 2 — кронштейн; 3 — рабочий цилиндр гидропривода; 4 — штуцер для прокачки; 5 — центральная диафрагменная нажимная пружина; 6 — нажимной диск; 7 — маховик; 8 — пружина демпфера; 9 — ведомый диск; 10 — трубка; 11 — картер сцепления; 12 — главный цилиндр гидропривода сцепления; 13 — бачок гидропривода; 14 — педаль; 15 — первичный вал коробки передач; 16 — задний подшипник первичного вала; 17 — направляющая втулка; 18 — муфта подшипника выключения сцепления; 19 — подшипник выключения сцепления; 20 — шаровая опора вилки выключения сцепления; 21 — передний подшипник первичного вала; 22 — кожух; 23 — толкатель

Ведомый диск сцепления в сборе с пружинным демпфером крутильных колебаний установлен между маховиком и корзиной и может перемещаться по шлицам первичного вала коробки передач.

Диск заменяют при осевом биении в зоне накладок более 0,5 мм, при их растрескивании, задирах или неравномерном износе, а также если расстояние от поверхности накладки до заклепок менее 0,2 мм.

Вилка выключения сцепления — стальная, штампованная, находится в картере сцепления и качается на шаровой опоре (под нее на вилке выполнено углубление). К шаровой опоре вилка поджимается пластинчатой пружиной (приклепанной в средней части вилки).



Рис.20. Компоненты сцепления Шевроле Нива

1 — центрирующая втулка картера сцепления; 2 — центрирующий штифт кожуха; 3 — передний подшипник первичного вала; 4 — маховик; 5 — нажимной диск (корзина); 6 — диафрагменная пружина; 7 — кожух; 8 — пружина демпфера; 9 — ступица ведомого диска; 10 — пружинная пластина; 11 — накладка; 12 — картер; 13 — первичный вал коробки передач; 14 — подшипник; 15 — вилка выключения сцепления; 16 — чехол вилки

Внутренние концы вилки упираются в муфту подшипника выключения сцепления и поджимаются к нему фигурной пружиной.

В отверстие наружного конца вилки входит толкатель рабочего цилиндра гидропривода.

Внутренняя пружина рабочего цилиндра постоянно поджимает (через его толкатель и вилку выключения сцепления) подшипник выключения сцепления к лепесткам диафрагменной пружины кожуха.

Подшипник выключения сцепления установлен на муфте, которая при включении выключении сцепления Шевроле Нива перемещается по направляющей втулке. Подшипник не требует обслуживания и смазки.

Его заменяют в случае усиления шума при выключении сцепления. Педаль сцепления подвешена на оси в кронштейне педального узла. Для возврата педали в исходное положение служит оттяжная пружина.

Педаль шарнирно соединена с толкателем, который входит в выемку поршня главного цилиндра гидропривода сцепления.

Главный цилиндр закреплен в моторном отсеке на двух шпильках, приваренных к кронштейну педального узла.

Главный цилиндр сцепления ВАЗ-2123 Нива соединен стальной трубкой и армированным резиновым шлангом с рабочим цилиндром, закрепленным на картере сцепления с помощью кронштейна.

При нажатии педали сцепления поршень главного цилиндра перемещается и передает давление через рабочую жидкость на поршень рабочего цилиндра, который через толкатель воздействует на вилку и муфту выключения сцепления.

В гидроприводе используется тормозная жидкость DOT-4. Ее запас находится в бачке гидропривода, соединенном с главным цилиндром резиновым шлангом.

Под пробкой бачка находится резиновая гофрированная диафрагма, изолирующая полость бачка от атмосферной влаги и пыли.

Для прокачки гидропривода (при замене его деталей или смене жидкости) предусмотрен штуцер на рабочем цилиндре.

Замена корзины и ведомого диска

Работы по замене корзины и ведомого диска сцепления Шеви Нива:

- Снимаем коробку передач.

- Для того чтобы болты крепления корзины легко отвернулись, слегка обстукиваем их головки молотком с наконечником из мягкого металла.

- Вворачиваем болт крепления картера в отверстие блока цилиндров двигателя. Для того чтобы удержать маховик от проворачивания, опираемся монтажной лопаткой о болт и вставляем ее конец между зубьями венца маховика.

- Отворачиваем шесть болтов крепления корзины к маховику.

- Болты отворачиваем последовательно, каждый — не более чем на один оборот за проход, чтобы не деформировать корзину.

- Снимаем корзину и ведомый диск.

- Устанавливая сцепление, ориентируем ведомый диск выступающей частью ступицы в сторону корзины и вставляем центрирующую оправку в отверстие ступицы.

- Вводим оправку в отверстие внутреннего кольца переднего подшипника первичного вала коробки передач (расположенного во фланце коленчатого вала) и в этом положении закрепляем корзину равномерно (по одному обороту за проход) заворачивая болты.

- Окончательно затягиваем болты требуемым моментом. Вынимаем центрирующую оправку.

- Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.

Снятие главного цилиндра гидропривода

Операции по замене главного цилиндра гидропривода сцепления Шевроле Нива:

- Резиновой грушей откачиваем из бачка гидропривода сцепления рабочую жидкость.

- Отворачиваем штуцер трубки и выводим наконечник трубки из отверстия цилиндра.

- Ослабив пассатижами хомут крепления шланга, снимаем шланг с пластмассового штуцера главного цилиндра сцепления.

- Отворачиваем две гайки крепления главного цилиндра.

- Снимаем главный цилиндр со шпилек.

- Устанавливаем главный цилиндр в обратной последовательности.

- При установке контролируем, чтобы толкатель педали сцепления попал в выемку поршня цилиндра.

- Прокачиваем гидропривод сцепления.

Снятие рабочего цилиндра

Операции по замене рабочего цилиндра сцепления ВАЗ-2123 Нива:

- Отворачиваем два болта крепления кронштейна рабочего цилиндра к картеру.

- Снимаем кронштейн, рабочий цилиндр с толкателем и прижимную пластину цилиндра.

- Обратите внимание — прижимная пластина утановлена выпуклой стороной к рабочему цилиндру.

- Вынимаем из цилиндра толкатель. Если защитный чехол поврежден, заменяем его новым.

- Ослабляем затяжку нижнего наконечника шланга и, вращая рабочий цилиндр, отворачиваем его от шланга.

- Соединение шланга и цилиндра уплотнено медной шайбой.

- Устанавливаем рабочий цилиндр в обратной последовательности.

- Если при установке рабочего цилиндра шланг оказался чрезмерно закручен, необходимо ослабить затяжку штуцера трубки подвода жидкости в верхнем наконечнике шланга.

- Затем поворотом верхнего наконечника шланга необходимо устранить закрутку шланга и затянуть штуцер.

- Прокачиваем гидропривод.

Снятие механизма привода выключения сцепления

Работы по замене механизма привода выключения сцепления Шеви Нива:

- Снимаем коробку передач. Снимаем чехол вилки. Потянув, вынимаем вилку.

- Снимаем муфту подшипника выключения сцепления. Снимаем пружину с муфты.

- Поддев отверткой, освобождаем четыре лепестка пружинного прижимного кольца подшипника и снимаем кольцо.

- Вынимаем подшипник из муфты.

- Для замены направляющей втулки муфты подшипника разъединяем картеры сцепления и коробки передач.

- Молотком выпрессовываем втулку, подлежащую замене и вынимаем ее. Втулка уплотнена резиновым кольцом.

- При установке втулки надеваем на нее новое резиновое кольцо и наносим на посадочную поверхность тонкий слой пластичной смазки.

- Запрессовываем втулку в картер отрезком трубы подходящего размера.

- Устанавливаем детали механизма привода в обратной последовательности, нанося пластичную смазку на рабочие поверхности вилки и направляющей втулки муфты подшипника.

- При установке вилки ее концы должны войти под усики пружины муфты подшипника, и одновременно с этим в прорезь пружины вилки должна войти шаровая опора.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Нива ВАЗ-2123