АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Ремонт КПП Шевроле Нива

Снятие коробки передач

Работы по снятию КПП ВАЗ-2123 Нива:

- Отсоединяем клемму минусового провода от вывода аккумуляторной батареи.

- Снимаем приемную трубу системы выпуска отработавших газов.

- Снимаем промежуточный вал. Снимаем передний карданный вал.

- Отсоединяем колодку проводов от выключателя фонарей заднего хода.

- Отвернув болты крепления кронштейна рабочего цилиндра сцепления к картеру сцепления, отводим цилиндр в сторону, не разъединяя гидропривод.

- Подставив регулируемый упор под коробку передач Шеви Нива, снимаем привод управления механизмом выбора передач.

- Отворачиваем болты крепления стартера к картеру сцепления.

- Отворачиваем два болта крепления крышки картера сцепления.

- Отворачиваем болт левого нижнего крепления коробки передач (картера сцепления) к блоку цилиндров двигателя и болт правого нижнего крепления.

- Головкой с карданным шарниром и удлинителем (длиной не менее 600 мм) отворачиваем болт левого верхнего крепления коробки передач к блоку цилиндров. Аналогично отворачиваем болт правого верхнего крепления коробки.

- Снимаем поперечину с задней опорой силового агрегата.

- Отводим коробку передач от двигателя, выводя первичный вал из ступицы ведомого диска сцепления и снимаем коробку передач.

- Устанавливаем коробку передач в обратной последовательности.

- Перед установкой наносим тонкий слой смазки ШРУС-4 на шлицевой конец первичного вала.

- При монтаже коробки включаем в ней любую передачу и, вращая рукой валы коробки за фланец вторичного вала, вводим первичный вал в шлицы ступицы ведомого диска сцепления и в отверстие внутреннего кольца подшипника, установленного во фланце коленчатого вала двигателя.

Разборка и сборка КПП

Операции по разборке и сборке КПП Шеви Нива:

- Сливаем масло из КПП, снимаем вилку и муфту подшипника выключения сцепления.

- Демонтируем фланец эластичной муфты с носка вторичного вала. Устанавливаем рычаг выбора передач в нейтральное положение.

- Отворачиваем три гайки крепления корпуса механизма выбора передач и снимаем механизм выбора передач в сборе. Соединение уплотнено прокладкой.

- Маркером помечаем взаимное расположение направляющей пластины, шайб и корпуса механизма КПП.

- Отворачиваем гайку болта крепления направляющей пластины и шайб к корпусу, удерживая головку болта ключом того же размера. Аналогично отворачиваем еще два болта.

- Снимаем нижнюю шайбу направляющей пластины. Вынув одну направляющую планку с двумя пружинами, снимаем направляющую пластину с нижнего конца рычага.

- Снимаем верхнюю шайбу направляющей пластины. Отверткой или пинцетом вынимаем из проточек в корпусе резиновые уплотнительные кольца болтов.

- Снимаем корпус рычага выбора передач. Снимаем нижнюю прокладку корпуса шаровой опоры. Сдвигаем чехол с вилки тяги привода управления КПП.

- Оперев фланец шаровой опоры о губки тисков, резким движением вниз сдергиваем тягу привода и корпус шарнира тяги с хвостовика рычага выбора передач, преодолевая сопротивление стопорного кольца.

- Снимаем прижимную пластину, фланец и верхнюю прокладку корпуса. Поддев отверткой, снимаем стопорное и уплотнительное кольца.

- Снимаем сферическую шайбу опоры и разъединяем рычаг и корпус шаровой опоры КПП Шевроле Нива.

- Снимаем с корпуса шарнира тяги привода пружину и защитный чехол корпуса. Извлекаем из отверстий в вилке тяги привода ось шарнира и снимаем корпус. В отверстия вилки тяги привода установлены пластиковые втулки.

- Для замены хомута тяги привода отворачиваем стяжной болт и сдвигаем хомут с тяги.

- При установке хомута на тягу его нужно сориентировать так, чтобы болт хомута проходил через лыску на тяге. При этом штифт хомута войдет в прорезь тяги.

- Снимаем чехол тяги. Для дальнейшей разборки устанавливаем КПП картером сцепления на верстак.

- Отворачиваем десять гаек крепления нижней крышки коробки передач. Снимаем крышку и уплотнительную прокладку.

- Отверткой (через отверстие механизма выбора передач) сдвигаем вниз шток вилки включения I–II передач (при этом включается II передача).

- Отворачиваем расположенную внутри корпуса КПП гайку крепления задней крышки.

- Отворачиваем пять гаек крепления задней крышки, расположенных снаружи корпуса. Постукиваем молотком по приливам крышки, при этом отверткой (или подходящим отрезком трубы при снятом сальнике вторичного вала) удерживаем задний подшипник на вторичном валу.

- Сдвигаем, а затем снимаем крышку со шпилек, поворачивая ее по часовой стрелке (глядя со стороны хвостовика вторичного вала), чтобы исключить задевание крышки за штоки и блок шестерен V передачи и передачи заднего хода.

- Снимаем прокладку крышки. Для замены подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода КПП ВАЗ-2123 Нива поддеваем ролики подшипника отверткой и вынимаем ролики из сепаратора.

- Извлекаем сепаратор. Поддев крючком наружное кольцо подшипника, вынимаем его из гнезда задней крышки.

- Снимаем упорное кольцо заднего подшипника вторичного вала. Снимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами.

- Снимаем внутреннее кольцо подшипника. Снимаем распорную втулку и маслоотражательную шайбу.

- Для стопорения валов от проворачивания необходимо включить две передачи. II передача была включена при снятии задней крышки.

- Перед тем как включить передачу заднего хода или V передачу, необходимо освободить вилку включения этих передач.

- Для этого отворачиваем болт крепления вилки к штоку. Нажав отверткой на вилку вниз, включаем заднюю передачу.

- Отворачиваем болт крепления блока шестерен V передачи и заднего хода. Вынимаем болт и снимаем блок шестерен со шлицев промежуточного вала.

- Зажимаем блок шестерен V передачи и заднего хода в тиски с накладками губок из мягкого металла. Двумя отвертками спрессовываем внутреннее кольцо подшипника блока шестерен и снимаем внутреннее кольцо.

- Отворачиваем два болта крепления крышки фиксаторов. Снимаем крышку и прокладку. Вынимаем пружины фиксаторов (пружина штока V передачи и заднего хода длиннее двух других и имеет темный цвет покрытия).

- Намагниченной отверткой вынимаем все три фиксатора. Вынимаем шток включения V передачи и передачи заднего хода.

- Снимаем шестерню V передачи с блокирующим кольцом синхронизатора. Снимаем упорную шайбу.

- Снимаем вилку включения V передачи и передачи заднего хода вместе с муфтой синхронизатора и промежуточной шестерней заднего хода.

- Снимаем втулку, которая осталась после демонтажа штока на задней плоскости картера коробки передач.

- Специальными щипцами снимаем со вторичного вала стопорное кольцо. Снимаем ступицу муфты синхронизатора, пружинную шайбу и ведомую шестерню задней передачи.

- Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки V передачи и заднего хода и III–IV передач.

- Отворачиваем болт крепления вилки включения III–IV передач к штоку КПП Шеви Нива. Вынимаем шток. Вынимаем блокировочный сухарь из отверстия в штоке.

- Намагниченной отверткой вынимаем блокировочный сухарь из отверстия картера, которое расположено между гнездами картера под штоки I–II и III и IV передач (этот сухарь заметно длиннее сухаря, расположенного между штоком включения V передачи — передачи заднего хода и штоком включения III–IV передач).

- Отворачиваем болт крепления вилки включения I–II передач к штоку.

- Вынимаем шток. Ударной отверткой с крестообразным наконечником отворачиваем три винта крепления стопорной пластины промежуточного
подшипника вторичного вала. Винты стопорятся специальными шайбами.

- Снимаем стопорную пластину. Отворачиваем гайку крепления оси промежуточной шестерни заднего хода, удерживая ось от проворачивания ключом. Вынимаем ось промежуточной шестерни заднего хода.

- Отвернув гайки крепления картера сцепления, разделяем картеры сцепления и коробки передач. Снимаем прокладку.

- Снимаем с первичного вала пружинную шайбу с конической поверхностью (меньшим диаметром она обращена к подшипнику).

- Зажимаем в тиски с накладками губок из мягкого металла шлицевую часть первичного вала. Отворачиваем болт зажимной шайбы переднего подшипника промежуточного вала.

- Снимаем зажимную шайбу подшипника. Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо передний двухрядный подшипник промежуточного вала КПП Шевроле Нива и снимаем подшипник.

- При снятии подшипника его заднее внутреннее кольцо может остаться на валу.

- Двумя отвертками спрессовываем заднее внутреннее кольцо подшипника и снимаем его. Вынимаем упорное кольцо заднего подшипника промежуточного вала.

- Вставив отвертку между торцами подшипника и шестерни I передачи промежуточного вала КПП, сдвигаем задний подшипник.

- Вынимаем наружное кольцо подшипника с сепаратором и роликами. Снимаем внутреннее кольцо подшипника с носка вала.

- Сдвинув промежуточный вал назад, вынимаем его из картера коробки передач.

- Поддев двумя отвертками за установочное кольцо задний подшипник первичного вала, вынимаем первичный вал в сборе с подшипником и блокирующим кольцом синхронизатора. Щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его.

- Снимаем пружинную шайбу. Опираем торец наружного кольца подшипника о губки тисков. Молотком с пластмассовым наконечником наносим удары в торец первичного вала и спрессовываем подшипник.

- Щипцами разжимаем установочное кольцо и снимаем его. Сдвинув блокирующее кольцо синхронизатора, щипцами разжимаем стопорное кольцо и снимаем его. Снимаем блокирующее кольцо синхронизатора и его пружину.

- Блокирующие кольца синхронизаторов других передач КПП ВАЗ-2123 Нива снимаются аналогично. С переднего носка вторичного вала снимаем игольчатый подшипник. Снимаем вилки включения I и II, III и IV передач.

- Двумя отвертками поддеваем за установочное кольцо промежуточный подшипник вторичного вала и снимаем его.

- Наклонив, извлекаем из картера коробки передач вторичный вал в сборе с шестернями, муфтами, ступицами и блокирующими кольцами синхронизаторов.

- Снимаем с задней стороны вала втулку и шестерню I передачи в сборе с блокирующим кольцом. Вынимаем втулку из шестерни. Снимаем муфту синхронизатора включения I и II передач.

- Снимаем ступицу синхронизатора. Снимаем шестерню II передачи в сборе с блокирующим кольцом.

- С переднего конца вторичного вала снимаем муфту синхронизатора III и IV передач.

- Зажав вторичный вал МКПП в тиски с накладками губок из мягкого металла щипцами снимаем стопорное кольцо.

- Снимаем пружинную шайбу (она установлена выпуклой стороной к переднему концу вторичного вала).

- Снимаем ступицу синхронизатора III и IV передач и шестерню III передачи в сборе с блокирующим кольцом синхронизатора. Изношенные детали заменяем новыми.

- Сборку коробки передач проводим в обратной последовательности.

- Если при снятии переднего двухрядного подшипника промежуточного вала его заднее внутреннее кольцо осталось на валу, то перед установкой подшипник необходимо собрать.

- Для этого из наружного кольца подшипника отверткой аккуратно вынимаем сепаратор с шариками и надеваем его на внутреннее кольцо (снятое с вала).

- Сепаратор с шариками и внутренним кольцом вставляем в наружное кольцо подшипника. При сборке первичного вала подходящим отрезком трубы напрессовываем на вал подшипник, опираясь о его внутреннее кольцо.

- После установки в картер вторичного и промежуточного валов запрессовываем передний и задний подшипники
промежуточного вала, промежуточный подшипник вторичного вала и внутреннее кольцо подшипника блока шестерен.

- Для установки стопорного кольца в проточку вторичного вала необходимо сжать пружинную шайбу.

- Установливаем стопорное кольцо на вторичный вал и отрезком трубы (внутренним диаметром 32-35 мм и длиной 125 мм) через шайбу стягиваем весь пакет гайкой вторичного вала МКПП.

- При этом стопорное кольцо располагается в проточке вала. Проверяем надежность фиксации кольца.

- Наружное кольцо подшипника блока шестерен V передачи и передачи заднего хода запрессовываем инструментальной головкой подходящего размера (отрезком трубы) в гнездо задней крышки.

- Вставляем в наружное кольцо подшипника сепаратор и ролики. Для предотвращения отворачивания болта крепления блока шестерен V передачи и передачи заднего хода наносим резьбовой герметик на резьбу болта.

- Для удобства монтажа задней крышки устанавливаем на вторичный вал задний подшипник в сборе.

- При сборке картеров и установке крышек вместо прокладок можно применить герметик-формирователь прокладок.и.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Нива ВАЗ-2123