АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

МКПП Шевроле Лачетти

Коробка передач Шевроле Лачетти - механическая, двухвальная, с пятью передачами переднего хода и одной заднего, с синхронизаторами на всех передачах переднего хода.

Механическая коробка переключения передач конструктивно объединена с дифференциалом и главной передачей.



Рис.29. Механическая пятиступенчатая коробка передач Шевроле Лачетти 1.6

1 — кронштейн задней опоры силового агрегата; 2 — привод управления коробкой передач; 3 — картер сцепления; 4 — сапун (пробка заливного отверстия); 5 — выключатель света заднего хода; 6 — задняя крышка; 7 — фиксатор для регулировки привода управления коробкой передач; 8 — крышка механизма переключения передач; 9 — шток механизма переключения передач; 10 — привод датчика скорости; 11 — нижняя крышка; 12 — сальник привода переднего колеса; 13 — промежуточный картер; 14 — первичный вал; 15 — пробка контрольного отверстия уровня масла

Корпус коробки передач состоит из трех частей, отлитых из алюминиевого сплава: картера совмещенного с картером сцепления, промежуточного картера и задней крышки.

Первичный вал имеет разборную конструкцию, на нем на шлицах установлен блок ведущих шестерен 1–4 передач, а также ведущая шестерня 5 передачи.

Все ведущие шестерни находятся в постоянном зацеплении с соответствующими ведомыми шестернями передач переднего хода. Шестерни - цилиндрические, косозубые, за исключением прямозубых шестерен заднего хода.

Вторичный вал механической коробки переключения передач - полый (для подачи масла к подшипникам ведомых шестерен).

На нем расположены ведомые шестерни, синхронизаторы передач переднего хода и ведущая шестерня главной передачи, выполненная заодно с валом.

На каждой ведомой шестерне имеется дополнительный прямозубый венец, с которым соединяется скользящая муфта синхронизатора при включении передачи. Передние подшипники валов - роликовые, задние - шариковые.

Синхронизатор служит для выравнивания угловых скоростей вала и свободно вращающейся на нем шестерни за счет трения между коническими поверхностями блокирующего кольца синхронизатора и шестерни. Передача включится только после выравнивания скоростей.

Роликовые подшипники воспринимают большие радиальные нагрузки, шариковые подшипники воспринимают как радиальные, так и осевые нагрузки, возникающие в зацеплении пары косозубых шестерен. От осевого перемещения валы удерживаются шариковыми подшипниками, установленными в промежуточном картере.

Дифференциал - конический, двухсателлитный. Предварительный натяг в подшипниках регулируется вращением регулировочной гайки подшипника (со стороны левого привода).

К фланцу коробки дифференциала болтами крепится ведомая шестерня главной передачи. В коробке дифференциала установлены два сателлита и две полуосевые шестерни.

Сателлиты установлены на оси, закрепленной в коробке дифференциала.

Полуосевые шестерни соединяются со шлицевыми хвостовиками внутренних шарниров приводов колес, которые фиксируются в шестернях разрезными пружинными кольцами.

По цилиндрическим поверхностям хвостовиков работают сальники, запрессованные в гнезда картера сцепления.



Рис.30. Механизм управления переключением передач МКПП Шевроле Лачетти 1.6

1 — тяга управления; 2 — рычаг переключения передач; 3 — направляющая втулка тяги; 4 — демпфер; 5 — корпус механизма; 6 — кулиса; 7 — буфер подшипника; 8 — подшипник кулисы; 9 — опора подшипника; 10 — ось рычага; 11 — шайба опоры рычага

Для исключения попадания воды и уменьшения попадания пыли в полость коробки передач ее сапун установлен в верхней части корпуса механизма переключения передач.

Масло в коробку передач можно заливать, отвернув сапун. Рычаг переключения передач установлен на туннеле пола в пластмассовом корпусе механизма управления и соединен с тягой управления.



Рис.31. Элементы привода механизма переключения передач КПП Шевроле Лачетти 1.6

1 — подшипник; 2 — входной вал; 3 — коромысло; 4 — тяга; 5 — демпфер подшипника; 6 — уплотнительное кольцо; 7 — втулка подшипника; 8 — ось коромысла; 9 — выходной вал

Другим концом тяга управления через привод соединена с механизмом переключения передач, расположенном в коробке передач. В коробку передач на заводе заливают трансмиссионное масло, рассчитанное на весь срок службы автомобиля.

Уровень масла в механической коробке передач должен находиться на уровне нижней кромки контрольного отверстия.

Сливное отверстие в коробке передач отсутствует, поэтому при необходимости слива масла из коробки передач потребуется снять нижнюю крышку.

Регулировка привода управления МКПП Лачетти

Регулировку привода управления коробкой переключения передач выполняем при разъединении тяги управления с входным валом привода (например, при демонтаже коробки передач), а также при нечетком включении передач или при их самопроизвольном выключении.

Устанавливаем рычаг переключения передач в нейтральное положение. В моторном отсеке ослабляем затяжку болта клеммного соединения тяги управления коробкой передач с входным валом привода.

В салоне автомобиля преодолевая сопротивление фиксаторов рамки крепления чехла рычага переключения передач, снимаем рамку вместе с чехлом и выворачиваем чехол наизнанку.

Перемещаем рычаг переключения передач влево и, совместив отверстия в пластмассовом упоре рычага и корпусе механизма управления вставляем в отверстия оправку — стержень диаметром 5,0 мм, например, хвостовик сверла.

В моторном отсеке поворачиваем против часовой стрелки шток механизма переключения передач (показано на снятой коробке передач) и утапливаем фиксатор. В этих положениях тяги управления и входного вала привода затягиваем болт клеммного соединения моментом 14 Нм.

Вынув оправку из отверстий рычага и корпуса механизма управления, поворачиваем шток механизма переключения передач по часовой стрелке и вынимаем фиксатор.

Проверяем четкость включения и выключения передач. При необходимости повторяем регулировку. Дальнейшую сборку проводим в обратной последовательности.

Снятие коробки переключения передач

Снимаем механическую коробку для ремонта, замены корзины, ведомого диска и рабочего цилиндра сцепления, а также при демонтаже двигателя.

Снимаем аккумуляторную батарею. Ослабив затяжку болта клеммного соединения тяги управления коробкой передач с входным валом привода, выводим вал привода из отверстия тяги. Отсоединяем колодку проводов от выключателя света заднего хода. Снимаем датчик скорости автомобиля.

Снимаем переходник шланга гидропривода сцепления с наконечника трубки рабочего цилиндра сцепления. При этом, во избежание утечки рабочей жидкости из бачка гидроприводов тормозов и сцепления, пережимаем шланг гидропривода сцепления или вставляем заглушку в выходное отверстие переходника шланга.

Снимаем левый грязезащитный щиток моторного отсека. Сливаем масло из коробки. Снимаем приводы передних колес.

Подставляем под поддон картера двигателя регулируемый по высоте упор, подложив деревянную проставку. Снимаем заднюю опору силового агрегата.

Демонтировать механическую коробку можно в сборе с приводом механизма переключения передач или предварительно сняв его. Снимаем привод механизма переключения передач в сборе с кронштейном задней опоры силового агрегата.

Для этого разъединяем вилки выходного вала привода и штока механизма переключения передач, а затем накидным ключом отворачиваем три болта крепления кронштейна к картеру сцепления. Снимаем кронштейн задней опоры силового агрегата в сборе с приводом механизма переключения передач.

Перед отворачиванием болтов крепления картера сцепления к блоку цилиндров двигателя помечаем их расположение.

Это упростит последующий монтаж КПП, поскольку болты крепления картера сцепления по диаметру и длине стержней — разные.

В верхней части картер сцепления крепится к блоку цилиндров тремя болтами. Для наглядности показываем расположение болтов верхнего крепления картера сцепления на демонтированном силовом агрегате.


Рис.32

Болт 1, расположенный под катушками зажигания и болт 3, крепящий также кронштейн жгута проводов, отворачиваем головкой.

Болт 2, расположенный под подводящей трубой насоса охлаждающей жидкости, отворачиваем z-образным ключом.

Выполнению операции по отворачиванию болта 2 мешает подводящая труба водяного насоса (помпы). Для придания подвижности трубе с задней стороны двигателя ослабляем затяжку болта ее левого крепления к блоку цилиндров (показано на демонтированном двигателе).

Со стороны поддона картера двигателя отворачиваем два болта 1 нижнего крепления картера сцепления к блоку цилиндров, а головкой — три болта 2 нижнего крепления картера сцепления к поддону картера.

Со стороны коробки передач отворачиваем еще один болт 1 нижнего крепления картера сцепления к блоку цилиндров, а головкой ослабляем затяжку болта 2 нижнего крепления картера сцепления к поддону картера двигателя.

Отвернув гайки и болт крепления основания монтажного блока предохранителей и реле в моторном отсеке, отводим блок в сторону от левой опоры силового агрегата, не отсоединяя от блока колодки жгутов проводов.

Рис.33

Накидным ключом или головкой отворачиваем гайку 1 и болт 2 крепленияпереходника левой опоры силового агрегата к кронштейну опоры.

Опускаем на регулируемом упоре (подставленном под поддон картера двигателя) силовой агрегат, выводя штырь кронштейна левой опоры силового агрегата из отверстия в переходнике опоры.

Головкой с удлинителем отворачиваем три болта крепления кронштейна левой опоры силового агрегата к картеру сцепления и вынимаем кронштейн опоры.

Для облегчения снятия коробки передач (весит более 20 кг), устанавливаем еще один регулируемый упор под картер сцепления и полностьюотворачиваем (со стороны коробки передач) болт нижнего крепления картера сцепления к поддону картера двигателя. Отводим коробку передач от двигателя к левому лонжерону.

Приспускаем КПП на регулируемом упоре и снимаем ее. Коробку передач также можно снять, не отсоединяя от нее привод механизма переключения передач и кронштейн задней опоры силового агрегата.

При снятии или установке коробки передач нельзя опирать первичный вал на лепестки диафрагменной пружины «корзины» сцепления, чтобы их не повредить. Перед монтажом коробки передач наносим тонкий слой пластичной смазки, например, ШРУС-4 на шлицевую часть первичного вала.

Проверяем состояние двух центрирующих втулок, запрессованных в отверстия блока цилиндров. Если втулки отсутствуют или деформированы, необходимо установить новые.

Устанавливаем механическую коробку в обратной последовательности.

После введения первичного вала коробки передач в шлицевое отверстие ведомого диска сцепления досылаем коробку передач вправо до полного соприкосновения привалочных поверхностей картера сцепления, блока цилиндров и поддона картера двигателя.

Вворачиваем и подтягиваем все болты крепления картера сцепления. Устанавливаем опоры силового агрегата.

Окончательно затягиваем болты крепления картера сцепления требуемыми моментами в следующей последовательности:

— три болта нижнего крепления к блоку цилиндров затягиваем моментом 72–74 Нм;

— один болт нижнего крепления к поддону картера двигателя (рядом с отверстием в картере сцепления под приводом правого переднего колеса) — моментом 30–32 Нм;

— еще три болта нижнего крепления к поддону картера двигателя — моментом 20–22 Нм.

— три болта верхнего крепления к блоку цилиндров затягиваем моментом 72–74 Нм.

После установки коробки передач заливаем в нее масло, регулируем привод переключения передач, прокачиваем гидропривод сцепления.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Лачетти