АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Управление двигателем Шевроле Круз

Двигатели F16D3, F16D4, устанавливаемые на автомобили Chevrolet Cruze, оборудованы электронной системой управления двигателем (ЭСУД) с распределенным впрыском топлива.

Эта система работает совместно с нейтрализатором отработавших газов, системой улавливания паров топлива и обеспечивает выполнение экологических норм при сохранении высоких динамических качеств и низкого расхода топлива.

Количество топлива, подаваемого форсунками, регулируется электрическим импульсным сигналом от электронного блока управления ЭБУ Шевроле Круз.

Он отслеживает данные о состоянии двигателя F16D3, F16D4, рассчитывает потребность в топливе и определяет необходимую длительность подачи топлива форсунками. Для увеличения количества подаваемого топлива ЭБУ увеличивает длительность импульса, а дня уменьшения подачи топлива - сокращает.

Электронный блок управления оценивает результаты своих расчетов и команд, запоминает режимы недавней работы и действует в соответствии с ними. «Самообучение» или адаптация ЭБУ является непрерывным процессом, но соответствующие настройки сохраняются в оперативной памяти электронного блока до первого отключения питания ЭБУ.

Блок управления двигателем управляет подачей топлива либо синхронно, т.е. при определенном положении коленчатого вала, либо асинхронно, независимо или без синхронизации с вращением коленчатого вала. Синхронный впрыск топлива - наиболее часто применяемый режим. Асинхронный впрыск топлива применяется в основном в режиме пуска двигателя.

ЭБУ Шевроле Круз включает форсунки последовательно. Каждая из форсунок включается через каждые 720° поворота коленчатого вала. Такой метод
позволяет более точно дозировать топливо по цилиндрам и понизить уровень токсичности отработавших газов.

Количество подаваемого топлива определяется состоянием двигателя, т.е. режимом эго работы. Эти режимы обеспечиваются блоком и описаны ниже.

Когда коленчатый вал двигателя начинает прокручиваться стартером, первый импульс от датчика положения коленчатого вала вызывает импульс от ЭБУ на включение сразу всех форсунок, что позволяет ускорить пуск двигателя.

Первоначальный впрыск топлива происходит каждый раз при пуске двигателя F16D3, F16D4. Длительность импульса впрыска зависит от температуры.

На холодном двигателе импульс впрыска увеличивается для увеличения количества топлива, на прогретом - длительность импульса уменьшается. После первоначального впрыска ЭБУ переключается на соответствующий режим управления форсунками.

Режим пуска - При включении зажигания ЭБУ включает реле топливного насоса, который создает давление в магистрали подачи топлива к топливной рампе.

Блок проверяет сигнал от датчика температуры охлаждающей жидкости и определяет необходимое для пуска количество топлива и воздуха.

Когда коленчатый вал начинает проворачиваться, ЭБУ формирует фазированный импульс включения форсунок, длительность которого зависит от сигналов датчика температуры охлаждающей жидкости. На холодном двигателе длительность импульса больше (для увеличения количества подаваемого топлива), а на прогретом - меньше.

Режим обогащения при ускорении – Блок управления следит за резкими изменениями положения дроссельной заслонки (по сигналу датчика положения дроссельной заслонки), а также за сигналом датчика абсолютного давления и обеспечивает подачу дополнительного количества топлива за счет увеличения длительности импульса впрыска.

Режим обогащения при ускорении применяется только для управления топливоподачей в переходных условиях (при перемещении дроссельной заслонки).

Режим отключения подачи топлива при торможении двигателем - При торможении двигателем с включенной передачей и сцеплением блок может на короткие периоды времени полностью отключить импульсы впрыска топлива.

Отключение и включение подачи топлива в этом режиме происходит при создании определенных условий по температуре охлаждающей жидкости, частоте вращения коленчатого вала, скорости автомобиля и углу открытия дроссельной заслонки.

Компенсация напряжения питания - При падении напряжения питания система зажигания может давать слабую искру а механическое движение «открытия» форсунки может занимать больше времени.

Электронный блок управления Шевроле Круз компенсирует это путем увеличения времени накопления энергии в катушках зажигания и длительности импульса впрыска.

Соответственно при возрастании напряжении аккумуляторной батареи (или напряжения в бортовой сети автомобиля) блок уменьшает время накопления энергии в катушках зажигания и длительность впрыска.

Режим отключения подачи топлива - При остановке двигателя (выключенном зажигании) топливо форсункой не подается, таким образом исключается самопроизвольное воспламенение смеси в перегретом двигателе.

Кроме того, импульсы на открытие форсунок не подаются, в случае если блок управления Chevrolet Cruze не получает опорные импульсы отдатчика положения коленчатого вала, т.е. это означает, что двигатель не работает.

Отключение подачи топлива происходит и при превышении предельно допустимой частоты вращения коленчатого вала двигателя для защиты двигателя от работы на недопустимо высоких оборотах.

В ЭБУ поступает следующая информация:

- положение и частота вращения коленчатого вала;

- положение распределительного вала;

- температура охлаждающей жидкости;

- температура и давление всасываемого воздуха;

- положение педали акселератора;

- положение дроссельной заслонки;

- содержание кислорода в отработавших газах;

- наличие детонации в двигателе;

- скорость автомобиля;

- напряжение в бортовой сети автомобиля

- запрос на включение кондиционера

На основе полученной информации блок управляет следующими системами и приборами:

- подачей топлива (форсунками и топливным насосом);

- подачей воздуха (степенью открытия дроссельной заслонки);

- системой зажигания;

- адсорбером системы улавливания паров бензина;

- вентилятором системы охлаждения двигателя;

- муфтой компрессора кондиционера;

- системой диагностики.

ЭБУ включает выходные цепи (форсунки различные реле и пр.) путем замыкания их на «массу» через выходные транзисторы. Единственное исключение - цепь реле топливного насоса.

Топливный насос подключается через силовое реле. В свою очередь, обмоткой реле управляет ЭБУ посредством замыкания одного из выводов на «массу».

Электронный блок управления F16D3, F16D4 оснащен встроенной системой диагностики. Он может распознавать неполадки в работе ЭСУД, предупреждая о них водителя через сигнализатор неисправности в системе управления двигателем.

Кроме того, он хранит диагностические коды, указывающие на неисправность конкретного элемента системы и характер этой неисправности, чтобы помочь специалистам в проведении диагностики и ремонта.

Датчик положения коленчатого вала индуктивного типа предназначен для синхронизации работы электронного блока управления с ВМТ поршней 1 -го и 4-го цилиндров и угловым положением коленчатого вала.

Датчик установлен в задней части блока цилиндров двигателя напротив задающего диска на коленчатом валу. Задающий диск представляет собой зубчатое колесо с 58 пазами, 57 из которых расположены с интервалом 6".

Последний паз выполнен более широким для создания импульса синхронизации («опорного» импульса), который необходим для согласования работы блока управления с ВМТ поршней в 1-м и 4-м цилиндрах.

При вращении коленчатого вала двс меняется магнитное поле датчика, наводя импульсы напряжения переменного тока. Блок управления по сигналам датчика определяет частоту вращения коленчатого вала и выдает импульсы на управление двигателем.

Неисправность этого датчика вызывает полный отказ системы управления двигателем: при отсутствии его сигнала двигатель пустить невозможно.

Датчик температуры всасываемого воздуха ввернут в отверстие воздухоподводящего рукава возле воздушного фильтра. Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом сопротивления.

По информации о температуре воздуха от датчика контроллер регулирует количество впрыскиваемого топлива. У датчика температуры воздуха проверяют сопротивление на выводах датчика при различных температурных режимах.

Датчик фазы установлен в передней части головки блока цилиндров между зубчатыми шкивами распределительных валов. Принцип его действия основан на эффекте Холла.

Датчик фазы определяет ВМТ такта сжатия поршня 1 -го цилиндра. Сигнал датчика используется контроллером для организации фазированного впрыска топлива в соответствии с порядком работы цилиндров. При возникновении неисправности цепи контроллер заносит в свою память ее код и включает сигнализатор системы управления двигателем.

Датчик температуры охлаждающей жидкости установлен в правой части головки блока цилиндров между первым и вторым цилиндрами.

Датчик представляет собой термистор с отрицательным температурным коэффициентом: электрическое сопротивление датчика уменьшается с повышением температуры. ЭБУ обрабатывает сигнал датчика и устанавливает оптимальное обогащение рабочей смеси при прогреве двигателя.

Электронный блок питает цепь датчика температуры постоянным «опорным» напряжением. Напряжение сигнала датчика максимально, когда воздух во впускной трубе холодный, и снижается по мере повышения его температуры. По значению напряжения блок определяет температуру воздуха на впуске и вносит коррективы при расчете угла опережения зажигания.

При отказе датчика или нарушениях в цепи его подключения ЭБУ Шевроле Круз устанавливает код неисправности и запоминает его. Если он продолжает выдавать код неисправности при исправных контактных соединениях в проводке, замените датчик температуры воздуха.

Датчик положения дроссельной заслонки (ДПДЗ) установлен сбоку на дроссельном узле и связан с осью дроссельной заслонки. Он представляет собой потенциометр на один конец которого подается «плюс» напряжения питания (5 В), другой его конец соединен с «массой».

С третьего вывода потенциометра (от ползунка) идет выходной сигнал к ЭБУ. Когда дроссельная заслонка поворачивается (от воздействия на педаль управления) изменяется напряжение на выходе датчика. При закрытой дроссельной заслонке оно ниже 0,5 В.

Когда заслонка открывается, напряжение на выходе датчика растет и при полностью открытой заслонке должно быть более 4 В. Отслеживая выходное напряжение датчика, блок коррелирует подачу топлива в зависимости от угла открытия дроссельной заслонки (т.е. по желанию водителя).

Датчик положения дроссельной заслонки не требует регулировки, так как электронный блок воспринимает холостой ход (полное закрытие дроссельной заслонки) как нулевую отметку.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Круз