АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Рулевое управление Шевроле Круз

На автомобили Chevrolet Cruze устанавливают рулевое управление с гидроусилителем и рулевым механизмом типа шестерня-рейка.

Рулевое управление состоит из рулевого колеса, рулевой колонки, рулевого механизма (рис. 23), оснащенного гидроусилителем, и двух рулевых тяг, соединенных шаровыми шарнирами с поворотными кулаками передней подвески.

Рулевое колесо с подушкой безопасности водителя, в центральной накладке рулевого колеса установлен выключатель звукового сигнала. Ступица рулевого колеса прикреплена болтом к валу рулевой колонки.



Рис. 23. Рулевая колонка

1 - вал рулевой колонки; 2 - контактное кольцо звукового сигнала и подушки безопасности; 3 - выключатель (замок) зажигания; 4 - контроллер иммобилизатора; 5 - рычаг механизма регулировки положения рулевой колонки; 6 - корпус; 7 - кронштейн; 8,10 - карданные шарниры промежуточного вала; 9 - промежуточный вал

Рулевая колонка Шевроле Круз (рис, 23) травмобезопасная, регулируемая по высоте, оборудована противоугонным устройством в замке зажигания, блокирующим вал рулевого колеса. Промежуточный вал соединен с валом рулевого управления карданным шарниром.

Механизм типа рулевая рейка (рис. 24) установлен в подкапотном пространстве. Картер рулевого механизма закреплен на подрамнике передней подвески.

Давление рабочей жидкости в гидроусилителе Chevrolet Cruze создается насосом лопастного типа, который установлен на кронштейне двигателя и приводится поликлиновым ремнем от шкива коленчатого вала.

Установленный в насосе перепускной клапан поддерживает требуемое давление рабочей жидкости в гидроусилителе рулевого управления в зависимости от частоты вращения коленчатого вала двигателя.

Бачок гидроусилителя рулевого управления установлен в подкапотном пространстве в правой его части и соединен шлангами с насосом гидроусилителя рулевого управления и с магистралью возврата рабочей жидкости.

При отказе усилителя возможность управления автомобилем сохраняется, но усилие на рулевом колосе возрастает.



Рис. 24. Механизм рулевой рейка

1 - шаровой палец наконечника рулевой тяги; 2 - наконечник рулевой тяги; 3 - контргайка наконечника рулевой тяги; 4 - рулевая тяга; 5, 7 -хомуты чехла; 6 - защитный чехол; 8 - кронштейн крепления рулевой колонки к подрамнику; 9,10 - трубопроводы; 11 - картер рулевого механизма; 12 - вал рулевого механизма

Рулевые тяги прикреплены к рейке рулевого механизма шаровыми шарнирами. Наконечники рулевых тяг с помощью шаровых шарниров прикреплены к поворотным кулакам передней подвески.

От проворачивания в наконечнике тяга зафиксирована гайкой. Вращением тяги в шаровом шарнире относительно наконечника регулируют схождение управляемых колес.

Осмотр и проверка рулевого управления

Регулярно проверяйте состояние рулевого управления, так как от него зависит безопасность движения.

При осмотре рулевого управления особое внимание обращайте на состояние защитных чехлов и резьбовых соединений. Порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность резиновые чехлы обязательно замените, иначе попавшие в узлы вода, пыль и грязь быстро выведут их из строя.

Автомобиль оснащен гидроусилителем. Проверьте состояние шлангов и трубопроводов, соединяющих насос, бачок и рулевой механизм.

Проверьте расположение спиц рулевого колеса, которые при прямолинейном положении передних колес должны быть расположены симметрично относительно вертикальной оси. В противном случае определите причину неисправности и устраните ее.

Поворачивая рулевое колесо от упора до упора, проверьте визуально и на слух:

- надежность крепления рулевого механизма и рулевого колеса;

- отсутствие зазора во втулках тяг и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг:

- надежность затяжки и стопорения гаек пальцев шаровых шарниров;

- отсутствие заеданий и помех, препятствующих повороту рулевого колеса.

Если вы обнаружите стуки и заедания, отсоедините рулевые тяги от поворотных кулаков и повторите проверку. Если стуки и заедания не прекратятся, снимите механизм рулевой рейки с автомобиля и отремонтируйте в специализированной мастерской.

Проверьте состояние защитных чехлов наконечников рулевых тяг. Замените порванные, потрескавшиеся или потерявшие эластичность чехлы.

Резко поворачивая рулевое колесо в обоих направлениях (это должен делать помощник), проверьте визуально и на слух крепление рулевого механизма. Перемещение механизма и стуки не допускаются.

Проверьте наличие люфтов в шаровых шарнирах наконечников тяг. Наконечники, шарниры которых имеют ощутимый люфт, замените.

Проверьте также надежность затяжки гаек пальцев шаровых шарниров наконечников тяг.

Проверьте состояние защитных чехлов. Поврежденные чехлы обязательно замените.

Рулевая колонка Шевроле Круз

Рулевая колонка - один из важнейших элементов обеспечения безопасности дорожного движения, поэтому заменяйте рулевую колонку при наличии следующих дефектов:

- деформация или повреждение промежуточного вала, люфт в карданном шарнире, повреждение его клеммовых соединений с валом рулевого управления и валом механизма рулевой рейки;

- деформация или повреждение вала рулевого управления;

- повреждение шлицев соединения вала со ступицей рулевого колеса;

- повреждение механизма регулировки положения рулевой колонки,

Снятие и установка:

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Снимите рулевое колесо.

Снимите кожух рулевой колонки. Снимите подрулевые переключатели.

Подденьте отверткой и снимите крышку с левого торца панели приборов, преодолевая упругое сопротивление ее фиксаторов.

Выверните один болт верхнего крепления нижней облицовки панели приборов, расположенный под крышкой.

Выверните два передних болта креплений нижней облицовки панели приборов.

Преодолевая упругое сопротивление держателей, отведите нижнюю облицовку от панели приборов.

Сдвиньте фиксатор и отсоедините колодку жгута проводов от блока управления наружным освещением, электрокорректором света фар и подсветкой комбинации приборов.

Снимите нижнюю облицовку панели приборов. Подденьте отверткой и сдвиньте фиксатор колодки жгута проводов подушки безопасности.

Отсоедините колодку от контактного кольца звукового сигнала и подушки безопасности. Отсоедините колодку жгута проводов звукового сигнала контактного кольца.

Отсоедините колодку жгута проводов от контроллера иммобилизатора. Сдвиньте фиксатор отсоедините колодку жгута проводов от выключателя (замка) зажигания.

Отожмите фиксаторы и снимите кронштейн жгутов проводов с корпуса рулевой колонки.

Выверните стяжной болт клеммового крепления нижнего карданного шарнира к валу рулевого механизма и снимите шарнир с вала рулевого механизма.

Отверните две гайки левого крепления кронштейна колонки к усилителю панели приборов.

Отверните две гайки правого крепления кронштейна колонки к усилителю панели приборов.

Снимите рулевую колонку, одновременно снимая нижний шарнир с вала механизма рулевой рейки.

Выверните четыре винта и снимите с рулевой колонки контактное кольцо звукового сигнала и подушки безопасности. Снимете контроллер иммобилизатора.

Выверните два винта крепления соединителя подрулевых переключателей к колонке и снимите соединитель.

Установите рулевую колонку, промежуточный вал и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Во избежание повреждения колонки при ее установке сначала заверните две нижние гайки крепления кронштейна рулевой колонки к усилителю панели приборов, а затем две верхние.

Не превышайте момент затяжки гаек крепления (в два этапа: затянуть моментом 22 Нм, затем довернуть на 45°), так как это может отрицательно сказаться на возможности ее складываться при аварии.

Рулевая тяга Шевроле Круз

Замена наружного наконечника рулевой тяги:

Поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля со стороны заменяемого наконечника. Снимите колесо.

Ослабьте затяжку контргайки наконечника рулевой тяги. Удерживая за грани наконечник шарового пальца от проворачивания, ослабьте затяжку гайки крепления шарового пальца к рычагу поворотного кулака подвески.

Установите съемник шаровых шарниров и выпрессуйте палец из бобышки поворотного кулака.

Окончательно отверните гайку крепления шарового пальца и извлеките палец из отверстия в рычаге поворотного кулака.

Самоконтрящиеся гайки крепления пальцев шарниров рулевых тяг автомобиля при каждой разборке соединения заменяйте новыми. Отверните наконечник от тяги.

При отворачивании наконечника рулевой тяги подсчитайте количество оборотов, чтобы при установке нового наконечника не изменилось схождение колес.

Установите новый наконечник в порядке, обратном снятию, навинтив его на тягу на число оборотов, подсчитанное при снятии, и затяните контргайку моментом 12,5 Нм.

Проверьте и в случае необходимости отрегулируйте углы установки передних колес.

Замена рулевой тяги

Ослабьте затяжку гаек крепления колеса со стороны заменяемой тяги, поднимите и установите на опору переднюю часть автомобиля.

Снимите колесо. Снимите наружный наконечник рулевой тяги. Отверните контргайку 3 (см. рис. 24) от рулевой тяги.

Подденьте отверткой замок внутреннего хомута чехла тяги и снимите хомут с механизма рулевой рейки Шевроле Круз.

Сожмите отогнутые ушки, сдвиньте хомут по рулевой тяге и снимите его. Снимите чехол руленой тяги с картера рулевого механизма.

Отверните внутренний шаровой шарнир рулевой тяги и отсоедините тягу от рейки.

Установите детали тяг в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

- перед вворачиванием смажьте резьбу рулевой тяги фиксирующей смазкой;

- заверните ее моментом 90 Нм;

- проверьте защитный чехол.

Если на чехле есть трещины, замените его и установите новые хомуты креплении защитного чехла. Поверьте и в случае необходимости отрегулируйте углы установки колес.

Проверка свободного хода (люфта) рулевого колеса

При увеличенном свободном ходе рулевого колеса затрудняется управление автомобилем, так как он с опозданием реагирует на действия водителя.

Кроме того, увеличенный ход, который не удается устранить регулировкой рулевого механизма, свидетельствует о неисправности рулевого управления (ослабление крепления рулевого механизма, рулевых тяг или износ их деталей).

Проверяйте люфт рулевого колеса на автомобиле, установленном на ровном нескользком покрытии. Люфт не должен превышать 5°.

Установите передние колеса в положение, соответствующее прямолинейному движению автомобиля.

Установите и закрепите линейку на панель приборов так, чтобы плоскость линейки касалась наружной поверхности обода руленою колеса. Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо влево до момента начала поворота передних колес. В этом положении нанесите на обод рулевого колеса метку (закрепите проволоку).

Не меняя положения линейки, поверните рулевое колесо вправо до момента начала поворота передних колес, В таком положении нанесите на обод рулевого колеса вторую метку (закрепите проволоку).

Измерьте по ободу расстояние между метками. Оно должно быть не больше рассчитанного значения. Если расстояние (свободный ход рулевого колеса) больше, нужно установить причину и устранить ее.


__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Круз