АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Головка блока цилиндров Шевроле Круз

Замена прокладки крышки ГБЦ двигателя F16D3, F16D4

Если утечку масла из-под крышки головки блока цилиндров двигателя не удалось устранить подтяжкой болтов крепления крышки, замените ее прокладку.

Течь масла в колодцы свечей зажигания обычно не удается устранить подтяжкой болтов крепления крышки, В этом случае прокладку также необходимо заменить.

Снимите декоративный кожух двигателя. Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи.

Снимите высоковольтные провода. Отсоедините колодку жгута проводов от выводов датчика фазы.

Отсоедините от крышки головки блока цилиндров шланги системы вентиляции картера двигателя.

Выверните пятнадцать болтов крепления крышки и снимите крышку головки блока цилиндров.

Поддев отверткой уплотнительные кольца крепежных отверстий крышки снимите и замените их. Извлеките из пазов прокладку крышки ГБЦ.

Очистите и обезжирьте пазы крышки. Установите в пазы крышки новую прокладку и нанесите герметик на места ее контакта с передними крышками подшипников распределительных валов (на полукруглые углубления прокладки) и с задним торцом головки блока цилиндров (на полукруглые выступы прокладки).

Установите крышку и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Болты крепления крышки затягивайте постепенно крест-накрест в направлении от центра к краям.

Замена прокладки головки блока цилиндров Шевроле Круз

При обнаружении течи моторного масла или охлаждающей жидкости в местах соединения головки блока с блоком цилиндров снимите головку и замените ее прокладку. Течь может возникнуть также из-за коробления головки блока вследствие перегрева.

Снизьте давление в системе питания, если выполняете работу сразу после поездки.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Слейте охлаждающую жидкость.

Установите поршень 1-го цилиндра в положение ВМТ такта сжатия. Выверните два болта крепления впускной трубы к поддерживающему кронштейну.

Снимите ремень привода ГРМ и шкивы распределительных валов двигателя F16D3, F16D4 Chevrolet Cruze.

Снимите заднюю крышку привода газораспределительного механизма.

Отсоедините от дроссельного узла шланги подвода и слива охлаждающей жидкости, системы вентиляции картера, продувки адсорбера и воздухоподводящий патрубок.

Отсоедините колодку жгута проводов от разъема дроссельного узла. Нажмите на пластмассовый фиксатор колодки жгута проводов клапана рециркуляции отработавших газов и отсоедините колодку от клапана.

Отверните гайку крепления кронштейна трубопровода гидроусилителя рулевого управления, отведите кронштейн в сторону и выверните шпильку верхнего крепления генератора.

Отсоедините колодки жгутов проводов от форсунок, датчика абсолютного давления во впускной трубе и датчика температуры воздуха во впускной трубе.

Нажмите на фиксаторы наконечника топливного шланга и отсоедините топливный шланг от штуцера топливной рампы. Отсоедините от штуцеров на впускной трубе и пневмокамере шланги системы изменения длины впускной трубы.

Снимите термоэкран выпускного коллектора. Разъедините фланцы выпускного коллектора и каталитического нейтрализатора, отвернув три гайки шпилек крепления фланцев.

Снимите крышку головки блока цилиндров. Снимите катушку зажигания. Отсоедините колодку жгута проводов от датчика температуры охлаждающей жидкости.

Отсоедините шланг системы охлаждения от термостата. Сожмите усики хомута шланга отопителя и отсоедините шланг от патрубка отопителя.

Выверните десять болтов крепления головки блока цилиндров в последовательности, показанной на рис. 5.4, в три этапа: 1 -й - выверните болты на 1/4 оборота; 2-й - выверните болты еще на 3/4 оборота; 3-й - окончательно выверните болты.

Болты крепления головки блока цилиндров можно выворачивать только на холодном двигателе.

Извлеките болты и снимите ГБЦ в сборе с впускной трубой и выпускным коллектором.Снимите прокладку головки блока цилиндров.

Очистите сопрягаемые поверхности (они должны быть сухими и чистыми) головки блока и блока цилиндров, удалите масло из резьбовых отверстий в блоке под болты крепления головки.

Установите на блок цилиндров новую прокладку, отцентрировав ее по двум направляющим втулкам.

Установите головку блока цилиндров Шевроле Круз в порядке, обратном снятию, с учетом следующего:

- обязательно замените прокладку головки блока новой, так как ее повторное использование не допускается;

- обязательно замените новыми болты кропления головки блока, так как они деформируются при затяжке и для повторного использования не пригодны.

Затягивайте болты на холодном в четыре этапа:

1-й - затяните болты моментом 25 Нм (2,5кг/см);

2-й и 3-й - каждый раз доворачивайте болты на угол 70°;

4-й доверните болты на угол 50";

- замените новой прокладку выпускного коллектора, деформируемую при затяжке гаек крепления.

Установите снятые детали и узлы в порядке, обратном снятию.

Снятие, дефектовка и установка распределительных валов

Распредвал двигателя заменяют в следующих случаях:

- упало давление в системе смазки двигателя. Причиной этой неисправности часто бывает повышенный износ шеек распределительного вала и гнезд подшипников распределительного вала в головке блока цилиндра. При износе гнезд заменяют головку блока в сборе, так как гнезда выполнены непосредственно в ее корпусе;

- стук клапанов при исправных гидрокомпенсаторах зазоров в механизме привода клапанов. Вызывается повышенным износом кулачков распределительного вала из-за применения низкокачественного моторного масла или повреждения масляного фильтра.

Снятие распредвалов

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Снимите крышку головки блока цилиндров.

Снимите воздушный фильтр и отсоедините от дроссельного узла воздухоподводящий патрубок. Снимите ремень привода распределительных валов.

Снимите зубчатые шкивы с распредвалов впускных и выпускных клапанов.

Выверните по два болта крепления крышек передних подшипников распределительных валов. Снимите крышки и извлеките сальники распредвалов.

Выверните по два болта крепления остальных крышек подшипников, снимите крышки и снимите распредвалы.

Внимательно осмотрите поверхности крышек подшипников и опорных шеек на головке блока цилиндров.

Если поверхности подшипников чрезмерно повреждены, замените головку блока цилиндров, так как крышки подшипников обрабатывают в сборе с головкой блока и они не могут быть обезличены.

Внимательно осмотрите распределительные валы. На резьбе в отверстиях для крепления зубчатого шкива не должно быть повреждений и износа.

Поверхности опорных шеек и кулачков должны быть хорошо отполированы и без повреждений. На рабочих поверхностях шеек не допускаются задиры, забоины, царапины, наволакивание алюминия от гнезд подшипников в головке блока.

Если на рабочих поверхностях кулачков есть следы заедания, перегрева, глубокие риски или износ в виде огранки, замените вал.

Шлифовка кулачков распределительного вала для устранения ступенчатого износа запрещена, так как при изменении размеров профиля кулачков будут нарушены фазы газораспределения.

Измерьте диаметры опорных шеек распредвалов и их подшипников вычислите зазоры в подшипниках валов, определяемые разностью между диаметрами подшипников в ГБЦ и диаметрами шеек.

При износе, превышающем допустимый, замените распредвал, так как перешлифовка шеек на ремонтный размер не предусмотрена.

Установите распредвалы и все снятые детали в порядке, обратном снятию.

Отрегулируйте натяжение ремня привода газораспределительного механизма.

Гидрокомпенсаторы Шевроле Круз

Гидрокомпенсаторы двигателя F16D3, F16D4, выполненные в виде цилиндрических толкателей, расположенных между кулачковым валом и клапанами, совмещают две функции: передачи усилия от кулачкового вала к клапанам и устранения зазоров в их приводе.


Рис. 3. Схема работы гидрокомпенсатора Шевроле Круз

а - работа гидрокомленсатора в момент открытия клапана; б - работа гидрокомпенсатора в момент закрытия клапана; 1 - клапан; 2 - пружина обратного клапана; 3 - обратный клапан; 4 - головка блока цилиндров; 5 - кулачок распредвала; 6 - толкатель; 7 - плунжер; 8 - пружина плунжера; 9 - гильза; 10 - корпус обратного клапана; А, Б - полости гидрокомпенсатора;

Работа гидрокомпенсатора основана на принципе несжимаемости моторного масла, постоянно заполняющего при работе двигателя внутреннюю полость гидрокомпенсатора и перемещающего его плунжер при появлении зазора в приводе клапана.

Таким образом обеспечивается постоянный контакт толкателя (рычага привода клапана) с кулачком распределительного вала без зазора. Благодаря этому нет необходимости регулировать клапаны при техническом обслуживании.

Принцип действия гидрокомпенсатора показан на рис.3. Масло под давлением, необходимым для работы гидрокомпенсатора, подается в его внутренние полости А и Б из канала В системы смазки двигателя через боковое отверстие в толкателе 6, выполненное в кольцевой проточке его цилиндрической поверхности.

При закрытом клапане 1 толкатель 6 (через плунжер 7) и гильза 9 распирающим усилием пружины 8 прижаты соответственно к кулачку 5 распределительного вала и торцу стержня клапана.

Давление в полостях А и Б одинаково, обратный клапан 3 гидрокомпенсатора прижат к седлу в плунжере 7 пружиной 2. При этом зазоры в клапанном механизме отсутствуют.

При вращении распределительного вала кулачок 5 набегает на толкатель 6, перемещая его и связанный с ним плунжер 7. Перемещение плунжера 7 в гильзе 9 приводит к резкому росту давления в полости Б.

Несмотря на небольшие утечки масла через зазор между плунжером и гильзой, толкатель 6 и гильза 9 перемещаются за одно целое и открывают клапан 1.

При дальнейшем вращении распределительного вала кулачок 5 уменьшает давление на толкатель 6 и давление масла в полости Б становится ниже, чем в полости А. Обратный клапан 3 открывается и пропускает масло из полости А, соединенной с масляной магистралью двигателя, в полость Б.

Давление в полости Б возрастает, гильза 9 и плунжер 7, перемещаясь относительно друг друга, выбирают зазор в клапанном механизме.

Давление масла, подводимого к гидрокомпенсаторам, регулируется специальным клапаном, установленным в головке блока цилиндров.

Поскольку после остановки из каналов, идущих от масляного насоса, масло стекает в масляный картер, а каналы подвода масла к гидрокомпенсаторам остаются заполненными, после пуска двигателя в полостях последних могут образоваться воздушные пробки.

Для их устранения в каналах подачи масла двигателя предусмотрены калиброванные компенсационные отверстия, обеспечивающие автоматическую продувку полостей гидрокомпенсаторов.

Кроме этого компенсационные отверстия позволяют несколько снизить давление масла, поступающего в гидрокомпенсаторы при высокой частоте вращения коленчатого вала двигателя, когда давление в его полости может стать настолько велико, что его толкатель, опершись на затылочную часть кулачка распределительного вала, приоткроет клапан в момент не соответствующий фазе газораспределения.

Практически все неисправности гидрокомпенсаторов диагностируют по характерному шуму, издаваемому газораспределительным механизмом в различных режимах работы двигателя.

Шум от клапанов иногда удается устранить, немного повернув пружину или клапан вокруг продольной оси.

Для этого выполните следующее:

Проверните коленчатый вал в положение при котором клапан, издающий шум, начнет приоткрываться.

Немного поверните пружину - одновременно повернется и клапан. Пустите двигатель. Если шум не исчезнет, повторите первые две операции.

Если поворот пружины и клапана не даст желаемого результата, проверьте состояние пружины и измерьте зазоры между стержнями клапанов и направляющими втулками и устраните увеличенные (по сравнению с номинальными) зазоры.

Если клапан и пружина исправны, а стук клапанов все равно прослушивается при работе двигателя, гидрокомпенсатор неисправен.

Замените гидрокомпенсатор следующим образом:

- Снимите крышку ГБЦ двигателя.

- Извлеките из опор головки блока цилиндров распределительные валы.

- Извлеките гидрокомпенсатор из гнезда головки

- Смажьте моторным маслом гнездо в головке блока и установите гидрокомпенсатор в гнездо.

- Остальные гидрокомпенсаторы заменяют аналогично.

- Установите распредвал и детали привода газораспределительного механизма в порядке, обратном снятию.

Ремонт головки блока

В большинстве случаев ремонт головки блока цилиндров двигателя F16D3, F16D4 заключается в притирке или замене клапанов, шлифовке или замене седел клапанов.

При таких неисправностях, как нарушение герметичности каналов рубашки системы охлаждения и коробление привалочной поверхности к блоку цилиндров, головку блока заменяют.

Отсоедините провод от клеммы «минус» аккумуляторной батареи. Снимите головку блока цилиндров

Снимите впускную трубу. Снимите выпускной коллектор.

Очистите камеры сгорания от нагара. Осмотрите головку блока. Если на ней есть трещины или следы прогара в камерах сгорания, замените головку.

Удалите заусенцы и забоины на поверхности головки блока.

Проверьте плоскостность поверхности прилегающей к блоку цилиндров, Для этого поставьте металлическую линейку ребром на поверхность головки сначала посередине вдоль, а затем по диагоналям и измерьте щупом зазор между плоскостью головки и линейкой. Замените головку, если зазор превысит 0,025 мм.

Снимите распределительные валы и извлеките гидрокомпенсаторы из гнезд ГБЦ.

Очистите от остатков прокладок и нагара поверхности фланцев головки для установки впускной трубы и выпускного коллектора. Проверьте наличие деформаций фланцев для впускной трубы и выпускного коллектора, деформированную головку замените.

Поврежденные резьбовые отверстия отремонтируйте прогонкой резьбы метчиками или установкой ремонтной втулки (ввертыша). Проверьте плотность установки заглушек рубашки охлаждения. При ослаблении их посадки восстановите ее чеканкой.

Для проверки герметичности головки блока Chevrolet Cruze заглушите отверстие в головке под гнездо термостата. Это можно сделать, например, установив глухую прокладку из плотного картона под корпус термостата и ввернув болты его крепления.

Запейте керосин в каналы водяной рубашки. Если уровень керосина при выдержке 15-20 мин понижается, значит, в головке есть трещины и ее надо заменить. После проверки не забудьте снять картонную прокладку.

Проверьте состояние опорных поверхностей под шейки распределительных валов в головке блока. Если хотя бы на одной из них обнаружены следы износа, задиры или глубокие риски, отшлифуйте постели подшипников и измерьте после шлифовки зазор между постелями и шейками распределительных валов. Если зазор окажется больше номинального, замените головку блока.

Для проверки герметичности клапанов залейте керосин во впускные и выпускные каналы головки. Если в течение 3 мин керосин не просочится из каналов в камеры сгорания, клапаны герметичны. В противном случае притрите или замените клапаны.

Установите под снимаемый клапан подходящий упор. Установите на головку блока приспособление для сжатия пружин клапанов. Сжав пружины клапанов с помощью приспособления, выньте сухари клапана.

Затем, постепенно ослабляя нажатие на рукоятку приспособления, полностью освободите пружину клапана. Снимите приспособление с головки блока и поддев отверткой, извлеките тарелку пружины клапана и выньте пружину клапана.

Извлеките клапан из головки блока и снимите маслосъемный колпачок. Маслосъемный колпачок выполнен за одно целое с нижней тарелкой пружины клапана. Аналогично извлеките остальные клапаны и снимите маслосъемные колпачки.

Удалите нагар с клапанов и осмотрите их. Деформация стержня клапана и трещины на его тарелке не допускаются. При наличии повреждений замените клапан.

Проверьте, не слишком ли изношена и не повреждена ли рабочая фаска. Допускается шлифование рабочей фаски клапанов (в ремонтных мастерских, располагающих соответствующим оборудованием). После шлифования угол фаски относительно плоскости тарелки клапанов двигателя F16D должен быть от 45" до 45°25'.

Незначительные риски и царапины на фаске можно вывести притиркой клапана к седлу.

Проверьте концентричность расположения тарелки клапана и седла: нанесите на фаску головки клапана тонкий слой графита карандашного грифеля, вставьте клапан в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу, проверните.

По следам графита на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла.

Проверьте износ стержня клапана в местах, показанных на рис.4. Номинальный диаметр стержня клапана для двигателя составляет 6 мм.

Проверьте состояние проточек 3 стержня клапана под сухари. При обнаружении следов выкрашивания кромок проточек и износа цилиндрической части замените клапан.

Проверьте состояние направляющих втулок клапанов, измерив внутренний диаметр отверстия втулки и диаметр стержня клапана; зазор не должен превышать 0,1 мм.


Рис. 4. Зоны износа клапана

1 - зона наименьшего износа стержня; 2 - торец стержня; 3 - проточка под сухари; 4-зоны наибольшего износа стержня; 5-рабочая фаска; 6- кромка тарелки

Если зазор больше допустимого, отремонтируйте втулки развертыванием до ремонтного размера с увеличением диаметра отверстия на 0,075 мм относительно номинального диаметра. При этом в них необходимо установить клапаны соответствующего ремонтного размера с обеспечением номинального зазора в сопряжении.

Развертывайте отверстия втулок, используя набор разверток с направляющим хвостовиком. Во избежание выкрашивания поверхности втулки слой снимаемого металла при каждом проходе и подача инструмента должны быть минимальными. В противном случае замените направляющие втулки.

Проверьте состояние седел клапанов. На рабочих фасках седел не должно быть следов износа, раковин, коррозии и т.п.

Седла клапанов можно заменить в специализированной мастерской. Незначительные повреждения (мелкие риски, царапины и др.) можно вывести притиркой клапанов.

Более значительные дефекты седел клапанов устраняют шлифовкой, выдерживая для седел клапанов двигателя F16D3, F16D4 размеры 44,5-45" с шириной пояска после притирки для седел впускных клапанов 1,17-1,57 мм, для седел выпускных клапанов 1,14-1,8 мм.

Если шлифовка не дала нужного результата, замените седла клапанов. Замените маслосъемные колпачки независимо от их состояния.

Осмотрите пружины клапанов. Трещины и снижение упругости пружин не допускаются. Искривленные пружины (деформация в свободном состоянии более 1,6 мм) и пружины с трещинами замените.

Прокладки впускной трубы, выпускного коллектора и головки блока цилиндров всегда заменяйте новыми, так как снятые, даже внешне не поврежденные прокладки могут оказаться сильно обжатыми и не обеспечат герметичности уплотнений.

Притирка клапанов Шевроле Круз

Притирку клапанов двигателя выполняют на снятой головке блока цилиндров. Для извлечения клапанов из направляющих втулок головки блока цилиндров необходимо снять пружины клапанов, сжав их специальным приспособлением и вынув из тарелок пружин сухари.

Для притирки клапанов удобнее всего пользоваться специальным механическим приспособлением (реверсивной дрелью).

Очистите клапан от нагара. Нанесите на фаску клапана сплошной тонкий слой притирочной пасты.

Наденьте на стержень клапана предварительно подобранную пружину и вставьте клапан в направляющую втулку со стороны камеры сгорания, смазав стержень клапана слоем графитной смазки.

Наденьте на стержень клапана приспособление для притирки клапанов (или с некоторым натягом резиновую трубку для соединения клапана с реверсивной дрелью).

Включив дрель на минимальную частоту вращения (в реверсивном режиме) или вращая приспособление (в случае ручной притирки) попеременно в обе стороны на пол-оборота, притрите клапан, периодически то прижимая его к седлу, то ослабляя усилие прижатия.

Притирайте клапан до появления на его фаске матово-серого непрерывного однотонного пояска, при этом на седле клапана после притирки также должен появиться матово-серый поясок соответствующего размера.

После притирки тщательно протрите клапан и седло чистой тряпкой и промойте для удаления остатков притирочной пасты.

Проверьте концентричность расположения тарелки клапана седла: нанесите на фаску головки клапана гонкий слой графита карандашного грифеля, вставьте клапан в направляющую втулку и, слегка прижав к седлу проверните.

По следам графита на фаске седла можно судить о концентричности расположения клапана и седла,

Проверьте герметичность клапана, для чего установите его в головку с пружинами и сухарями. Затем положите головку набок и залейте керосин в тот канал, который закрыт клапаном. Если в течение 3 мин керосин не просочится в камеру сгорания, клапан герметичен.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Круз