АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Система охлаждения Шевроле Каптива

Система охлаждения Chevrolet Captiva обеспечивает температуру двигателя на эффективном уровне во всех рабочих режимах. Когда двигатель холодный, система охлаждает двс медленно или не охлаждает совсем. Это медленное охлаждение позволяет двигателю быстро нагреться.

Система охлаждения включает в себя радиатор и подсистему рециркуляции, вентиляторы системы охлаждения, термостат и корпус, водяной насос и приводной ремень водяного насоса. Приводные ремни газораспределительного механизма вращают водяной насос.

Для обеспечения функционирования системы охлаждения все компоненты должны работать надлежащим образом. Водяной насос подсасывает охлаждающую жидкость из радиатора. Охлаждающая жидкость циркулирует через водяные рубашки в блоке цилиндров, впускном коллектора и головке цилиндров.

Когда температура охлаждающей жидкости достигает рабочей температуры термостата, термостат открывается. Затем охлаждающая жидкость возвращается в радиатор, где она охлаждается. Система направляет часть охлаждающей жидкости через шланги в теплообменник нагревателя.

Тем самым обеспечивается нагрев и размораживание. Расширительный бачок соединен с радиатором, чтобы принимать охлаждающую жидкость вытесненную высокой температурой.

Расширительный бачок обеспечивает правильный уровень охлаждающей жидкости. Система охлаждения этого двигателя не имеет крышки радиатора или заливного патрубка. Охлаждающая жидкость доливается в систему через расширительный бачок.

Радиатор Шевроле Каптива

Автомобиль имеет алюминиевый радиатор с пластинчатой трубой легкого исполнения. Пластиковые баки установлены на правой и левой стороне теплообменника радиатора.



6. Радиатор и вентилятор Шевроле Каптива

1 - Верхний кронштейн радиатора, 2 - Нижний амортизатор, 3 - Радиатор, 4 - Главный вентилятор системы охлаждения, 5 - Вспомогательный вентилятор, 6 - Двигатель главного вентилятора, 7 - Двигатель вспомогательного вентилятора, 8 - Кожух вентилятора системы охлаждения, 9 - Пробка для слива охлаждающей жидкости

На автомобилях Chevrolet Captiva с автоматической коробкой передач с главной передачей в сборе, трубопроводы охлаждения трансмиссионной жидкости проходят через левый бак радиатора. Сливная пробка находится на этом радиаторе. Для опорожнения системы охлаждения откройте сливную пробку.

Операции по снятию и установке радиатора:

- Отсоедините отрицательный кабель аккумулятора.

- Слейте охлаждающую жидкость из системы. Снять кожух и кронштейн кожуха.

- Отсоединить оба электрических разъема вентилятора и разъем датчика давления кондиционера.

- Снять верхнюю направляющую решетки радиатора. Снять с радиатора верхний и нижний кронштейн конденсатора кондиционера.

- Чтобы конденсатор кондиционера не упал, его необходимо подвесить.

- Снять стопорные винты верхнего кронштейна радиатора. Снять верхние кронштейны.

- Отсоедините трубы коробки передач с главной передачей в сборе от нижнего бака, если имеется.

- Освободить верхний хомут шланга и затем отсоединить верхний шланг.

- Освободить нижний хомут шланга радиатора и затем отсоединить нижний шланг.

- Освободить хомут и отсоединить возвратный шланг подачи охлаждающей жидкости. Поднять и как следует подпереть автомобиль.

- Снять конденсатор, радиатор, верхние крепежные винты опорного кронштейна вентиляторного модуля (CRFM).

- Снять опорный кронштейн узла CRFM с помощью винтов и гаек. Снять оба опорных кронштейна узла CRFM.

- Не допускайте повреждения пластин радиатора, чтобы не нарушить работу системы охлаждения.

- Аккуратно снять радиатор и вентиляторный узел.

- При необходимости снимается узел вентилятора.

- Очистить охлаждающие пластины. Если есть поврежденные охлаждающие пластины, их необходимо выпрямить.

- При необходимости установить собранный вентилятор.

- Установить радиатор. Аккуратно поднять его до положения, из которого он был снят.

- Установить оба опорных кронштейна узла CRFM. Установить опорный кронштейн узла CRFM с помощью винтов и гаек.

- Затянуть опорный кронштейн узла CRFM с помощью винтов и гаек до 50 Нм.

- Установить верхние крепежные винты опорного кронштейна узла CRFM.

- Затянуть верхние крепежные винты опорного кронштейна узла CRFM до 50 Нм.

- Присоединить нижний шланг и затем закрепить хомут.

- Присоединить верхний шланг и затем закрепить хомут.

- Присоединить трубы коробки передач с главной передачей в сборе к радиатору, если это предусмотрено.

- Присоединить возвратный шланг охлаждающей жидкости.

- Установить конденсатор кондиционера. Установить верхние кронштейны.

- Затянуть стопорные винты верхнего кронштейна до 20 Нм.

- Установить верхнюю направляющую решетки. Установить кронштейн кожуха и затем сам кожух двигателя.

- Заправить систему охлаждения. Присоедините отрицательный кабель аккумулятора.

Расширительный бачок

Расширительный бачок представляет собой пластиковую емкость, похожую на бачок омывателя ветрового стекла.

Расширительный бачок соединен с радиатором шлангом, а система охлаждения - другим шлангом. При работе автомобиля охлаждающая жидкость нагревается и расширяется.

Часть охлаждающей жидкости, вытесненная этим расширением, перетекает из радиатора и двигателя в расширительный бачок. Воздух вытесняется в расширительный бачок.

После остановки двигателя охлаждающая жидкость сжимается. Вытесненная охлаждающая жидкость двигателя возвращается назад в радиатор и двигатель. Это поддерживает необходимый ее уровень в радиаторе и увеличивает эффективность охлаждения.

Установите уровень охлаждающей жидкости между отметками MIN и МАХ расширительного бачка на холодной системе.

Водяной насос Шевроле Каптива

Центробежный водяной насос (помпа) с ременным приводом состоит из крыльчатки, приводного вала и ременного шкива. Помпа установлена на передней части двигателя поперечного расположения и приводится в движение ремнем ГРМ.

Крыльчатка находится на герметичном подшипнике. Водяная помпа обслуживается как единый узел и поэтому не может быть разобрана.



7. Водяной насос и термостат Каптива

1 - Уплотнительное кольцо, 2 - Термостат, 3 - Корпус термостата, 4 - Крепежный винт корпуса термостата, 5 - Крепежный винт водяного насоса, 6 - Насос охлаждающей жидкости; Водяной насос, 7 - Уплотнительное кольцо

Работы по замене водяного насоса:

- Снимите приводной ремень ГРМ.

- Снимите автоматический натяжитель приводного ремня ГРМ.

- Снимите крепежные винты водяного насоса.

- Снимите насос охлаждающей жидкости с блока цилиндров.

- Снимите уплотнительное кольцо.

- Проверьте корпус на поломки и утечку.

- Проверьте подшипник насоса на люфт и чрезмерные шумы.

- Проверьте шкив помпы на чрезмерный износ. Если она неисправна, замените ее целиком.

- Почистите сопрягаемые поверхности насоса и блока цилиндров.

- Устновите новое уплотнительное кольцо.

- Установите насос на блок цилиндров так, чтобы фланец совместился с выемкой на задней крышке приводного ремня газораспределительного механизма.

- Закрепите ее на блоке цилиндров крепежными винтами.

- Затянуть крепежные винты до 25 Нм.

- Установить автоматический натяжитель приводного ремня ГРМ на масляный насос, введя при этом фланец в выемку масляного насоса.

- Установите винты автоматического натяжителя приводного ремня газораспределительного механизма. Пока полностью не затягивайте винт.

- Установите приводной ремень.

- Заправьте систему охлаждения двигателя.

Термостат Шевроле Каптива

Восковой термостат контролирует расход жидкости через систему охлаждения двигателя. Термостат установлен на корпусе термостата на передней части головки цилиндров.

Термостат останавливает поток охлаждающей жидкости от двигателя к радиатору, чтобы обеспечить быстрый нагрев и регулировку температуры охлаждающей жидкости.

Термостат остается закрытым при низкой температуре жидкости, не допускает ее циркуляцию через радиатор. В это время жидкость циркулирует только через теплообменник для быстрого и равномерного нагрева.

После нагрева двигателя термостат открывается. Это позволяет жидкости протекать через радиатор, где тепло рассеивается через радиатор. Открывание и закрывание термостата позволяет удерживать температуру двигателя в рабочем диапазоне.

Восковой шарик герметично закрыт в металлической оболочке. Восковой элемент расширяется при нагреве и сужается при охлаждении.

При работе автомобиля и нагреве двигателя температура жидкости увеличивается. Когда температура достигает заданного значения, восковой элемент расширяется и давит на металлическую оболочку, заставляя клапан открываться.

Это позволяет охлаждающей жидкости двигателя протекать через систему и охлаждать двигатель. При охлаждении воскового шарика его сужение позволяет пружине закрыть клапан.

Термостат начинает открываться при температуре 87°С и полностью открывается при 102°С. А закрывается он при 86 °С.

Операции по замене термостата:

- С целью предупреждения травм не снимайте заглушку расширительного бачка на горячем двигателе и радиаторе, поскольку теплота поддерживает давление в системе. Горячая жидкость и пар могут выходить под большим напором.

- Слейте охлаждающую жидкость.

- Освободите хомут верхнего шланга радиаторана корпусе термостата.

- Отсоедините верхний шланг радиатора от корпуса термостата.

- Удалите крепежные болты, удерживающие корпус на головке цилиндров.

- Снимите корпус с головки цилиндров.

- Снимите уплотнительное кольцо с корпуса.

- Снимите термостат, для этого вдавите вниз крепежный фланец корпуса и поверните его по часовой стрелке.

- Проверьте сиденье клапана на посторонние предметы, которые могут помешать правильному уплотнению клапана.

- Проконтролируйте работоспособность.

- Почистите корпус и уплотнительные поверхности головки цилиндров.

- Установите термостат на корпус, для этого вдавите вниз крепежный фланец корпуса и поверните его против часовой стрелке. 

- Поверните фланец корпуса до его посадки в выемки.

- Устновите новое уплотнительное кольцо в выемку корпуса.

- Установите корпус на головку цилиндров.

- Закрепите корпус термостата на головке цилиндров крепежными винтами.

- Затяните крепежные винты корпуса до 15 Нм.

- Присоедините верхний шланг радиатора к корпусу термостата.

- Затяните верхний шланг хомутом.

- Заправьте систему охлаждения.

Вентилятор

Вентиляторы установлены за радиатором в моторном отсеке. В системе охлаждения данного автомобиля имеется два вентилятора - основной и вспомогательный.

Электровентиляторы увеличивают ток воздуха через ламели радиатора и через конденсатор на автомобилях оснащенных кондиционером. Это позволяет ускорить охлаждение на холостых оборотах или при низких скоростях. Автомобили с кондиционером и без него имеют в кожухе два вентилятора.

Размер основного вентилятора - 340 мм (13,4 дюйма) в диаметре с пятью лопастями, а вспомогательного - 320 мм (12,6 дюйма) в диаметре с семью лопастями. Они способствуют пропусканию воздуха через радиатор и конденсатор. Два электродвигателя вентиляторов, прикрепленные к центру каждого вентилятора на собранном кожухе, приводят в действие оба вентилятора.

При отключенном кондиционере или у модели без кондиционера:

- Вентиляторы приводятся в действие от контроллера ЭСУД через последовательное/параллельное реле.

- Контроллер ЭСУД включает вентиляторы на невысоких оборотах, если температура охлаждающей жидкости достигает 96°С, и на высоких оборотах, если температура охлаждающей жидкости достигает 100°C.

- Контроллер ЭСУД переключает их с высоких оборотов на низкие при 94°С (201°F) и отключает их при 90°C.

- ЕСМ включает медленный ход вентиляторов, когда система кондиционирования включена. Контроллер ЭСУД переключается на быстрый ход вентилятора, когда температура охлаждающей жидкости достигает 118°С или когда сторона высокого давления кондиционера достигает 1760 кПa.

- Вентиляторы возвращаются на низкую скорость, когда температура охлаждающей жидкости достигает 115°С и когда сторона высокого давления кондиционера достигает 1347 кПa.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Каптива