АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Коленвал и поршневая группа Шевроле Каптива

Детали коленвала Шевроле Каптива

Коленвал имеет кованую стальную конструкцию с четырьмя коренными подшипниками. Коренной подшипник № 3 управляет осевой нагрузкой вала.

Колесо датчика положения коленвала впрессовано в заднюю часть коленчатого вала, перед задней коренной шейкой. Коленчатый вал внутри уравновешивается приводом масляного насоса, механически встроенным в торец перед передней коренной шейкой.

Операции по снятию коленвала:

- Снимите двигатель Шевроле Каптива в сборе.

- Демонтируйте обе головки цилиндров в сборе.

- Снимите масляный поддон в сборе.

- Демонтируйте шатунно-поршневую группу в сборе.

- Снимите масляный насос в сборе.

- Снимите задний сальник и крышку коленчатого вала в сборе.

- Отсоедините датчик положения коленчатого вала (CKP).

- Выкрутите боковые болты крепления крышки коренного подшипника.

- Наружные болты крепления крышки коренного подшипника во время сборки затягиваются с динамической деформацией и перед обратной сборкой должны заменяться.

- Наружные болты крепления крышки коренного подшипника, которые не будут заменяться, невозможно затянуть с правильным усилием зажима, что может привести к серьезным повреждениям двигателя.

- Выкрутите наружные болты крепления крышки коренного подшипника.

- Выкрутите внутренние болты крепления крышки коренного подшипника.

- Ослабьте гайки съемника крышки коренного подшипника коленвала, чтобы отделить конусные втулки со скошенными краями. Вставьте втулки в отверстия под внутренние болты крышки переднего коренного подшипника. Затяните гайки съемника до 11 Нм.

- Установите инструмент на съемник крышки коренного подшипника и снимите крышку коренного подшипника.

- Повторите для оставшихся крышек коренных подшипников.

- Снимите коленчатый вал с блока цилиндров, поднимая равномерно, чтобы избежать защемления коренным упорным подшипником.

- При необходимости снимите штифт привода звездочки с коленчатого вала.

Измерение осевого люфта:

- Установите индикатор с круговой шкалой на торец передней части коленчатого вала.

- Несильно подайте рычагом вал в направлении передней и задней части блока цилиндров, при этом наблюдая за движением индикатора с круговой шкалой.

- Осевой люфт не должен превышать технические характеристики.

- Если технические характеристики превышены, проверьте наружный диаметр упорного подшипника и упорную стенку коленчатого вала на наличие износа и/или чрезмерной выработки.

- Сравните значения с техническими характеристиками.

- При необходимости замените упорный подшипник или вал.

Осмотр коленвала и коренных подшипников Шевроле Каптива



8. Элементы коленвала Шевроле Каптива

Проведите следующие проверки коленвала:

- отверстие (1) под болт демпфера крутильных колебаний на наличие повреждений резьбы.

- область (2) крепления демпфера крутильных колебаний на наличие повреждений.

- отверстия (3) под штифт звездочки на наличие повреждений.

- плоских поверхностей (4) привода масляного насоса на наличие повреждений.

- коренных шеек (5) на наличие повреждений.

- шатунных шеек (6) на наличие повреждений.

- каналов для смазки (7) на наличие препятствий.

- поверхностей (8) упорной стенки коренного подшипника на наличие повреждений.

- противовесов (9) на наличие повреждений.

- зубьев кольца импульсного датчика (10) на наличие повреждений.

- поверхности (11) заднего основного сальника коленвала на наличие повреждений.

- монтажной поверхности (12) маховика "flexplate" двигателя на наличие повреждений.

- базового отверстия (13) на наличие повреждений.

- отверстий (14) под болты маховика двигателя на наличие повреждений резьбы.

Проверка коренных подшипников:

- Все подшипники шатунов и коренных шеек, бывшие в употреблении на работающем двигателе, должны заменяться. Никогда повторно не используйте подшипники коленчатого вала или шатунные подшипники.

- Следующие условия износа подшипников должны использоваться для диагностики условий работы двигателя или основной причины появления условия.

- Проверка на усталость, признаком которой служат лунки или каверны. Сплющенные части половинок подшипников также указывают на усталость.

- Проверка на наличие чрезмерных задиров или изменения цвета как на лицевых, так и на оборотных сторонах половинок подшипников.

- Проверка коренных подшипников на наличие вкраплений грязи в материал подшипника.

- Проверка на наличие неправильной посадки, признаком которой служат яркие, отполированные части.

Измерение коленчатого вала:

- Используйте подходящее приспособление, чтобы опереть коленчатый вал.

- Используя индикатор с круговой шкалой и магнитное основание, аккуратно вращайте вал руками. Измерьте коренные шейки коленвала, имея в виду выработку, и сравните с техническими характеристиками двигателя.

- Измерьте ширину упорной стенки, имея в виду износ, внутренним микрометром с техническими характеристиками двигателя.

- Измерьте поверхность упорной стенки, имея в виду выработку, индикатором с круговой шкалой, установленным на магнитную подставку, и сравните с техническими характеристиками двигателя.

- Если шейки имеют повреждения или износ, выходящие за рамки технических характеристик, вал можно сошлифовать на 0,25 мм.

- Проверьте коренные шейки, имея в виду уменьшение размера по сравнению с номиналом, наружным микрометром.

- Проверьте шатунные шейки, имея в виду уменьшение размера по сравнению с номиналом, наружным микрометром.

- Сравните свои измерения со значениями, перечисленными в технических характеристиках двигателя.

- Если шатунные шейки имеют износ, выходящий за рамки технических характеристик, коленчатый вал можно сошлифовать на 0,25 мм.


Измерьте коренные и шатунные шейки на наличие овальности в следующем порядке:

- Наружным микрометром измерьте шейку в двух местах, в крайнем переднем и крайнем заднем. Назовем эти точки A и B.

- Измерьте шейку в двух других местах, отстоящих точно на 90 градусов от первых точек. Назовем эти точки C и D.

- Отнимите A от C и B от D. Эти разницы будут указывать на овальность шейки.

- Овальность не должна превышать максимум 0,004 мм.

- Если шейки имеют износ, выходящий за рамки технических характеристик, коленвал можно сошлифовать на 0,25 мм.

- Если шейки имеют износ, выходящий за рамки технических характеристик, вал можно сошлифовать на 0,25 мм.

- Наружным микрометром измерьте шейку в крайней передней точке (A) и крайней задней точке (B) шейки параллельно осевой линии коленчатого вала.

- Отнимите меньшее значение измерения от большего. Результатом будет конусность шейки.

- Если конусность шейки коренного подшипника превышает 0,004 мм, замените вал.

- Если шейки имеют износ, выходящий за рамки технических характеристик, вал можно сошлифовать на 0,25 мм. Существует только один завышенный размер ремонтного коленчатого вала и ремонтных шатунных подшипников, доступный для сервисного обслуживания.

Установка коленвала Шевроле Каптива

Порядок установки коренного подшипника:

- Очистите картерное отверстие большой головки шатуна.

- Очистите все масло с тыльной стороны новых половинок подшипников.

- Установите новые верхние подшипники в исходное положение. Упорный подшипник подходит для шейки № 3.

- Убедитесь, что в верхнем вкладыше подшипника имеется отверстие и канавка перераспределения смазки.

- Закатите подшипник в исходное положение таким образом, чтобы стопорный выступ вошел в паз кривошипа. Подшипник должен сесть заподлицо с верхним картером.

- Установите новые нижние подшипники коленвала в исходное положение в крышках коренных подшипников.

- Нижние подшипники коленчатого вала отличаются тем, что не имеют канавок и отверстий. Подшипники должны быть посажены заподлицо с крышками коренных подшипников.

Измерение зазора коренного подшипника:

- Установите крышки коренных подшипников.

- Неплотно прикрутите внутренние болты коренных крышек.

- Неплотно прикрутите наружные болты коренных крышек.

- Неплотно прикрутите короткие/внутренние боковые болты коренных крышек.

- Неплотно прикрутите длинные/наружные боковые болты коренных крышек.

- Легкими ударами молотка с мягкой поверхностью посадите крышки на место.

- Затяните болт внутреннего крепления крышки коренного подшипника до 20 Нм плюс еще на 80°.

- Затяните болт наружного крепления крышки коренного подшипника до 15 Нм плюс еще на 110°.

- Затяните болт бокового крепления крышки коренного подшипника до 30 Нм плюс еще на 60°.

- Не вращайте коленчатый вал. Дайте сборке устояться в течение 2 минут.

- Выкрутите боковые болты крепления крышки коренного подшипника.

- Выкрутите наружные болты крепления крышки коренного подшипника.

- Выкрутите внутренние болты крепления крышки коренного подшипника.

- Установите съемник крышки коренного подшипника и снимите крышку коренного подшипника.

- Повторите для оставшихся крышек коренных подшипников.

Если новые подшипники не обеспечивают правильный зазор между валом и подшипником, проверьте следующее:

- Измерьте шейки на соответствие указанному размеру и убедитесь, что установлены новые подшипники. Если шейки не соответствуют размеру, замените или перешлифуйте вал. Разрешается механически обрабатывать коленвал, и имеются подшипники заниженного ремонтного размера.

- Измерьте диаметр выточки под подшипник блока цилиндров и убедитесь в правильности его размера. Выточку под подшипник блока цилиндров нельзя обрабатывать механически, и если она не отвечает техническим характеристикам, требуется заменить блок.

Порядок окончательной установки:

- Установите штифт привода звездочки коленчатого вала, если он снимался. Легкими ударами маленького молотка с мягкой поверхностью установить штифт на место, пока он не упрется в дно отверстия.

- Обильно покройте моторным маслом верхние и нижние опорные поверхности.

- Осторожно опустите коленчатый вал в исходное положение в блоке цилиндров.

- Установите крышки коренных подшипников.

- Неплотно прикрутите родные внутренние болты коренных крышек.

- Неплотно прикрутите новые наружные болты крышек коренных подшипников.

- Легкими ударами молотка с мягкой поверхностью посадите крышки на место.

- Неплотно прикрутите новые короткие / внутренние боковые болты крышек коренных подшипников.

- Неплотно прикрутите новые длинные / наружные боковые болты крышек коренных подшипников.

- Затяните болты коренных крышек.

- Установите оставшиеся компоненты в порядке, обратном снятию.

Шатунно-поршневая группа Шевроле Каптива

На поршень в сборе устанавливаются два компрессионных кольца низкого напряжения и одно составное маслосъемное кольцо. Верхнее компрессионное кольцо с плазменным напылением, а второе компрессионное кольцо из чугуна от компании Napier. В маслосъемное кольцо входит стальной расширитель и две хромированные стальные стирающие кромки.

Все шатуны спекаются из стали и проковываются и имеют свободно плавающие поршневые пальцы. Поршневые пальцы устанавливаются скользящей посадкой в шатуны с бронзовой втулкой. Для фиксации поршневого пальца в поршне используются круглые проволочные фиксаторы. Отлитые из алюминия поршни включают в себя юбку с полимерным покрытием для уменьшения трения.

Процедура снятия поршневой группы Шевроле Каптива:

- Демонтировать двигатель в сборе. Снять обе головки цилиндров в сборе.

- Снять масляный поддон в сборе. Пометить верх поршня, который будет извлечен, указав, в каком цилиндре он расположен.

- Установить на коленчатый вал специальное приспособление.

- Провернуть коленчатый вал так, чтобы извлекаемый поршень Шевроле Каптива оказался в нижней точке хода - в нижней мертвой точке (НМТ).

- Легкими ударами молотком из дерева или другого мягкого материала передвинуть шатун по шейке коленчатого вала до конца.

- С помощью щупов измерить зазор между противовесом коленчатого вала и шатуном.

- Боковой зазор шатуна не должен превышать значение, указанное в технических характеристиках.

- Если осевой зазор превышает требуемое значение, то измерить ширину большой головки шатуна.

- Если ширина большой головки шатуна значительно меньше требуемого значения, а боковая поверхность шатуна сильно изношена, то заменить шатун.

- Если ширина шатуна соответствует техническим характеристикам, а на шатунных шейках имеется много царапин, то заменить коленчатый вал.

- Снять болты шатуна, отпуская их постепенно и поочередно.

- Крышки головок шатунов необходимо использовать, не переставляя на другие шатуны.

- Снять крышку головки шатуна. Установить комплект направляющих для шатуна в отверстия для болтов.

- Используя комплект направляющих, вытолкнуть шатун и поршень в сборе через верх цилиндра.

- Извлечь комплект для шатуна из отверстий для болтов.

- Снять верхний подшипниковый вкладыш большой головки шатуна.

- Снять нижний подшипниковый вкладыш крышки большой головки шатуна.

- Установить крышку шатуна на шатун, чтобы избежать повреждения их поверхностей стыка.

- Повторить операции для остальных шатунно-поршневых групп.



10. Поршень, шатун и поршневой палец

Вытащить поршневой палец (1) из поршня (2). Поршень отделится от шатуна.

Процедура проверки:

- Осмотреть поршни, проверяя, нет ли следующих неисправностей.

- Нет ли эродированных мест на днище поршня (1).

- Нет ли стыков в канавках для фиксаторов поршневых пальцев (2).

- Не износились ли отверстия для поршневых пальцев и поршневые пальцы (3).

- Не поцарапано и не повреждено ли покрытие юбочки поршня (4).

- Не потрескались ли кольцевые канавки, нет ли вмятин или задиров, которые могут вызвать заедание (5).

- Не искривились и не износились ли перемычки между канавками поршневых колец.

- Заменить поршни, на которых замечены какие-либо признаки повреждений или чрезмерного износа.



11. Проверка шатуна

Проверить шатуны следующим образом:

- Осмотреть втулку (4) поршневого пальца, проверяя, нет ли царапин или повреждения.

- Проверить, нет ли скручивания или изгиба шатуна (1).

- Проверить, нет ли на крышке (2) шатуна вмятин или повреждений из-за возможных помех.

- Проверить, нет ли на опорной поверхности шатунного подшипника царапин или следов истирания.

- Если на отверстиях шатуна имеются незначительные царапины и следы истирания, то следует очистить отверстия по окружности с помощью мелкой наждачной бумаги.

- Временно установить прежние болты (3). Во время окончательной установки их необходимо заменить.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Каптива