АВТОМОБИЛИ CHEVROLET
Техническое обслуживание, ремонт и запасные части

__________________________________________________________________________________________________

Блок и головка цилиндров Шевроле Каптива

Блок цилиндров Шевроле Каптива 2.4

Блок цилиндров отливается из алюминиевого сплава заодно с чугунными гильзами по диаметру цилиндров. Каждая из четырех крышек коренных подшипников, спекаемая из порошка стали с медной пропиткой, прикрепляется к блоку цилиндров при помощи шести болтов.

Наряду с двумя наружными и двумя внутренними болтами используются два боковых болта в блоке цилиндров с увеличенной высотой в нижней части для усиления жесткости блока. Упорный подшипник коленчатого вала устанавливается в третью крышку коренных подшипников.

Чтобы предотвратить насыщение газом, возврат масла из клапанного механизма и головок цилиндров Шевроле Каптива отводится от совершающих возвратно-поступательные движения компонентов через обратные каналы для слива масла, встроенные в головки цилиндров и блок цилиндров.

Форсунки охлаждения поршней с подачей масла под давлением устанавливаются между цилиндрами, находящимися друг против друга.

Разборка блока цилиндров

Снять винт крепления масляного сопла.

Снять штифты для установки масляного поддона на блок цилиндров и переднюю расширяющуюся заглушку (2) масляного канала блока цилиндров ряда.

Снять боковую резьбовую заглушку (1) масляного канала блока цилиндров ряда и резьбовую заглушку (2) сливного отверстия для охлаждающей
жидкости.



12. Блок цилиндров Шевроле Каптива 2.4

Снять заднюю резьбовую заглушку (1) масляного канала, боковую резьбовую заглушку (2) сливного отверстия для охлаждающей жидкости ряда цилиндров 2 и находящуюся с левой стороны боковую резьбовую заглушку (3) масляного канала.

Снять расширяющиеся заглушки охлаждающей жидкости и штифты для установки головки цилиндров на блок цилиндров.

Снять штифты для установки коробки передач на блок цилиндров Chevrolet Captiva.

Снять переднюю расширяющуюся заглушку масляного канала.

Удалить полностью герметик для резьбовых соединений, материал и герметик прокладки, пользуясь для обычным деревянным или пластмассовым скребком.

Очистить все уплотнительные поверхности, каналы охлаждающей жидкости, масляные каналы, подшипниковые опоры.

Очистить все резьбовые и сквозные отверстия.

Просушить блок цилиндров сжатым воздухом.

Проверка и осмотр блока цилиндров Шевроле Каптива 2.4

Измерение диаметров цилиндров:

- Измерить диаметр цилиндра на расстоянии 37 мм от верхней плоскости блока, используя обычный нутромер.

- Записать результаты и сравнить с размерами, указанными в технических характеристиках.

- Если диаметр цилиндра больше указанного в технических характеристиках, то возможна расточка цилиндра на 0,25 мм.

- Для технического обслуживания предусмотрен только один ремонтный размер поршней и колец.

- Если диаметр цилиндра превышает требуемое значение более чем на 0,25 мм, то блок цилиндров Шевроле Каптива необходимо заменить.

Измерение конусности цилиндров:

- Выполнить измерение на поверхностях, воспринимающих боковое усилие, перпендикулярно оси коленчатого вала, на 10 мм ниже верхней поверхности блока цилиндров, и записать результат.

- Выполнить измерение на поверхностях, воспринимающих боковое усилие, перпендикулярно оси коленчатого вала, на 100 мм ниже верхней поверхности блока цилиндров, и записать результат.

- Определить разность между этими двумя измерениями. Этот результат и будет конусностью цилиндра.

- Сравнить результаты с размерами, указанными в технических характеристиках.

- Если диаметр цилиндра больше указанного в технических характеристиках, то возможна расточка цилиндра на 0,25 мм. Для технического обслуживания предусмотрен только один ремонтный размер поршней и колец двигателя.

- Если диаметр цилиндра превышает требуемое значение более чем на 0,25 мм, то блок цилиндров необходимо заменить.

Измерение некруглости цилиндров:

- Измерить диаметр цилиндра на поверхностях, воспринимающих и не воспринимающих боковую нагрузку, на 10 мм ниже верхней поверхности блока.

- Определить разность между этими двумя измерениями. Результат будет указывать некруглость верхнего конца цилиндра.

- Измерить диаметр цилиндра на поверхностях, воспринимающих и не воспринимающих боковую нагрузку, на 100 мм ниже верхней поверхности блока цилиндров.

- Определить разность между этими двумя измерениями. Результат будет указывать некруглость нижнего конца цилиндра.

- Сравнить полученные результаты с размерами, указанными в технических характеристиках двигателя.

- Если диаметр цилиндра больше указанного в технических характеристиках, то возможна расточка цилиндра на 0,25 мм. Для технического обслуживания предусмотрен только один ремонтный размер поршней и колец. Если диаметр цилиндра превышает требуемое значение более чем на 0,25 мм, то блок необходимо заменить.

Проверка плоскостности верхней поверхности блока цилиндров:

- Верхние поверхности блока должны быть чистыми и очищенными от материала прокладки.

- Осмотреть поверхность, проверяя, нет ли на ней дефектов или царапин, которые могут помешать уплотнению прокладки при установке головки цилиндров.

- Положить линейку по диагонали поперек верхней лицевой поверхности блока цилиндров.

- Измерить зазор между линейкой и лицевой стороной блока цилиндров в 4 точках вдоль линейки с помощью калибра для измерения зазоров.

- Если коробление меньше 0,05 мм, то механическая обработка верхней поверхности блока не требуется.

- Если коробление находится в диапазоне 0,05 ±0,20 мм или имеются какие-либо дефекты или царапины, которые могут помешать уплотнению прокладки при установке головки цилиндров, то верхнюю поверхность блока необходимо прошлифовать.

- Если необходима шлифовка, то максимальная допустимая толщина снимаемого слоя равна 0,25 мм.

- Если с верхней поверхности блока необходимо удалить материал толщиной более 0,25 мм, то блок следует заменить.

Сборка блока цилиндров Шевроле Каптива

Нанести герметик на новые расширяющиеся заглушки охлаждающей жидкости и установить их на место.

Установить штифты для установки головки цилиндров на блок.

Установить новую переднюю расширяющуюся заглушку масляного канала.

Установить штифты для установки коробки передач на блок цилиндров.

Установить заднюю резьбовую заглушку масляного канала, боковую резьбовую заглушку сливного отверстия для охлаждающей жидкости ряда цилиндров 2 и находящуюся с левой стороны боковую резьбовую заглушку масляного канала.

Затянуть заднюю резьбовую заглушку масляного канала моментом 31 Нм.

Затянуть боковую резьбовую заглушку канала охлаждающей жидкости 2 моментом 31 Нм.

Затянуть боковую резьбовую заглушку масляного канала блока цилиндров ряда 2 моментом 31 Нм.

Установить резьбовую заглушку масляного канала и резьбовую заглушку канала охлаждающей жидкости на правой стороне.

Затянуть боковую резьбовую заглушку масляного канала блока цилиндров ряда 1 моментом 31 Нм.

Затянуть боковую резьбовую заглушку канала охлаждающей жидкости блока ряда 1 моментом 31 Нм.

Установить новую расширяющуюся заглушку масляного канала на передней опорной поверхности масляного поддона, на стороне ряда цилиндров 1, и штифты для установки масляного поддона.

Установить масляное сопло.

Установить винт крепления масляного сопла.

Затянуть винт крепления масляного сопла моментом 10 Нм.

Головка блока цилиндров Шевроле Каптива

Головки цилиндров Шевроле Каптива изготавливаются из алюминия литьем в полупостоянные формы со вставными седлами клапанов и направляющими клапанов из порошкообразного металла.

В каждой головке блока цилиндров по четыре клапана на цилиндр. Клапаны приводятся в действие коромыслами, которые устанавливаются на оси неподвижных гидравлических компенсаторов зазора, на которые подается масло для сохранения зазора между клапаном / коромыслом.

Отдельные распределительные валы выпускных и впускных клапанов поддерживаются на четырех подшипниках, установленных в головку цилиндров механически. Крышка переднего подшипника распределительного вала используется как упорная поверхность управления для каждого распредвала.

В каждую головку цилиндров в трех местах впрессовывается по одной трубке, экранирующей каждую свечу зажигания. Катушки зажигания в сборе устанавливаются непосредственно на каждую свечу зажигания, через трубку каждой свечи зажигания.

Детали головки цилиндров и клапанного механизма Шевроле Каптива

Разборка головки блока цилиндров:

Снять головку в сборе.

С помощью правильно подобранного по размеру глубокого патрона и пластикового молотка легкими ударами обстучать фиксатор пружины клапана, чтобы ослабить сухари клапана.

Сожмите пружину клапана. Снимите сухари клапана.



13. Головка блока цилиндров Шевроле Каптива 2.4

Снимите фиксатор пружины клапана (1).

Снимите пружину клапана (2). Снимите клапаны (1).

Снимите сальник штока клапана. Повторите эти операции для оставшихся клапанов.

Удалите расширительные пробки масляной магистрали головки цилиндров.

Выверните резьбовые пробки охлаждающей жидкости головки цилиндров.

Очистите все поверхности. Продуйте сжатым воздухом все масляные магистрали.

Удалите весь нагар из камер сгорания. Очистите все карманы толкателей от отложений и налета.

Проверка и осмотр головки блока цилиндра

Проверьте опорные поверхности распределительного вала в головке цилиндров на наличие чрезмерных задиров или выкрашивания поверхности; изменения цвета от перегрева, а также деформации от чрезмерного износа.

Если на опорных поверхностях распределительного вала присутствует любое из указанных выше условий, замените головку. Не подвергайте механической обработке опорные шейки распредвала.

Проверьте головку цилиндров на наличие следующих условий:

- трещины, повреждения или выкрашивание поверхности в камерах сгорания;

- грязь в масляных магистралях. Продолжайте очистку магистралей до тех пор, пока не будет удалена вся грязь;

- утечки охлаждающей жидкости или повреждение уплотняемой поверхности верхней лицевой плоскости. При наличии утечек охлаждающей жидкости - измерьте деформацию поверхности;

- неровности или любые другие дефекты, которые могли бы снизить уплотняющие свойства новой прокладки натяжителя цепи вторичного распредвала. Замените головку. Не подвергайте механической обработке опорные шейки распределительного вала.

- повреждения любой поверхности прокладки;

- повреждение резьбовых отверстий какого-либо из болтов;

- сгоревшие или эродированные зоны в камере сгорания;

- трещины на впускных каналах и в камерах сгорания;

- внешние трещины в протоках воды;

- ограничения во впускных или выпускных протоках;

- ограничения протоков системы охлаждения;

- ржавые, поврежденные или негерметичные заглушки.

Если на головке блока обнаружены трещины или повреждения, ее необходимо заменить. Не рекомендуется проводить на головке цилиндров сварочные работы или заделывать повреждения.

Проверьте запорные клапаны подачи масла в привод изменения положения распределительного вала и убедитесь, что они правильно расположены в головке цилиндров. Запорный клапан подачи масла в привод изменения положения распредвала должен быть утоплен на 2 мм ниже поверхности верхней плоскости.

Поврежденные, забитые или засоренные запорные клапаны можно заменить с помощью приспособления для снятия и установки запорного шарикового клапана привода изменения положения распределительного вала.

Измерение головки блока цилиндров Шевроле Каптива

Зазор шейки распредвала:

- Установите крышку подшипника распределительного вала в головку цилиндров без распределительного вала.

- Установите болты крепления крышки распредвала и затяните болты до 10 Нм.

- Измерьте подшипники внутренним микрометром.

- Отнимите диаметр шейки от диаметра подшипника. Это даст рабочий зазор.

- Если рабочий зазор превышает технические характеристики, а шейки распределительного вала соответствуют технической характеристике, замените головку цилиндров.

Соосность шейки распредвала:

- Проверьте опорные поверхности вала в головке цилиндров на наличие каких-либо дефектов или царапин, которые могли бы препятствовать достижению правильных зазоров распределительного вала. Устраните мелкие дефекты или царапины.

- Установите распредвалы в головку цилиндров.

- Установите крышки подшипников.

- Установите болты крепления крышки и затяните болты до 10 Нм.

- Убедитесь, что распределительные валы свободно вращаются в головке цилиндров. Если они не вращаются свободно, замените головку цилиндров.

Проверка плоскостности верхней поверхности головки блока:

- Убедитесь, что верхние плоскости головки цилиндров очищены и на них нет прокладочного материала.

- Проверьте поверхность на наличие каких-либо дефектов или царапин, которые могли бы препятствовать правильному уплотнению прокладки головки цилиндров.

- Расположите по диагонали правило параллельно лицевой поверхности верхней плоскости.

- Измерить зазор между линейкой и лицевой стороной головки цилиндра в четырех точках вдоль линейки с помощью калибра для измерения зазоров.

- Если деформация менее 0,05 мм, то восстановление поверхности верхней плоскости не требуется.

- Если деформация в диапазоне 0,05±0,20 мм или имеются дефекты или царапины, которые могли бы препятствовать правильному уплотнению прокладки головки цилиндров, требуется восстановление поверхности верхней плоскости.

- Если требуется восстановление поверхности, то максимально можно снять 0,25 мм.

- Если с поверхности верхней плоскости требуется снять более 0,25 мм материала, то головку надо заменить.

Измерение направляющей втулки клапана:

- Измерьте зазор между штоком клапана и направляющей втулкой. Повышенный зазор между штоком клапана и направляющей втулкой может вызвать чрезмерный расход масла и также может привести к поломке клапана.

- Недостаточный зазор приведет к повышенному шуму и залипанию при функционировании клапана и будет нарушать равномерность работы двигателя в сборе.

- Прикрепите индикатор с круговой шкалой к головке цилиндров за кромку крышки распределительного вала.

- Поместите индикатор с круговой шкалой так, чтобы движение штока клапана из стороны в сторону, поперек головки цилиндров, вызывало бы прямое перемещение стержня индикатора. Стержень индикатора с круговой шкалой должен контактировать с поверхностью штока клапана сразу же над направляющей втулкой клапана.

- Опустите тарелку клапана примерно на 0,064 мм из седла клапана.

- Оказывая легкое давление, подвигайте шток клапана из стороны в сторону, чтобы снять показания зазора.

- Если зазор под клапан превышает указанное значение и новый шток клапана со стандартным диаметром не доводит зазор до технических характеристик, размер направляющей втулки клапана можно увеличить на 0,075 мм или на 0,375 мм. Существует два размера ремонтных штоков клапана.

- Износ 10 мм нижней части направляющей втулки клапана явление недостаточно значительное, чтобы повлиять на нормальную работу.

- Если увеличение размера направляющей втулки не доводит зазор до технических характеристик, замените головку цилиндров.



Притирка клапана и седла Шевроле Каптива

Для очистки нароста нагара с тарелки клапана используйте мягкую щетинную щетку. Клапан тщательно очистите растворителем и вытрите насухо.

Проверить, нет ли повреждений клапана от головки блока до упора следующим образом:

- Нет ли выкрашивания поверхности в области седла клапана (1)

- Правильной ли формы кромка клапана (2)

- Нет ли загиба в штоке клапана (3)

- Нет ли выкрашивания поверхности или чрезмерного износа в штоке (4)

- Не износились ли канавки шпонки (5),

- Не износился ли упор (6).

Заменить клапан, если появился какой-либо из этих признаков.

Измерение ширины седла клапана:

- Измерьте ширину седла на рабочей поверхности с помощью соответствующей линейки.

- Если ширина седла приемлема, проверьте цилиндричность седла.

- Если ширина седла неприемлема, притрите седло, чтобы ширина снова соответствовала техническим требованиям. Правильная ширина клапана важна для обеспечения достаточной теплоотдачи клапана.

Измерение цилиндричности седла:

- Измерьте цилиндричность седла с помощью индикатора с круговой шкалой, прикрепив его к конусному центрирующему устройству, установленному в направляющей втулке.

- При установке в направляющую втулку центрирующее устройство должно иметь легкий изгиб. - Регулируемые центрирующие устройства могут повредить направляющую втулку клапана.

- Если цилиндричность седла превышает технические характеристики, притрите клапан и седло.

- При использовании новых клапанов цилиндричность седла должна быть в пределах 0,05 мм.

Измерение соосности клапана к седлу:

- Проверка соосности клапана к седлу определяет правильность уплотнения клапана и седла.

- Измерьте рабочую поверхность клапана и седло, чтобы убедиться в правильности уплотнения.

- Слегка покройте рабочую поверхность синим красителем.

- Установите клапан в головку цилиндров.

- Поверните его в седле с достаточным нажимом, чтобы стерся краситель.

- Извлеките клапан из головки цилиндров.

- Если рабочая поверхность является концентрической, обеспечивая правильное уплотнение, относительно штока, то по всему периметру поверхности будет сделана непрерывная отметка.

- Если рабочая поверхность не является концентрической относительно штока, то отметка не будет непрерывной по всему периметру рабочей поверхности клапана. Клапан следует перешлифовать или заменить, а седло требуется восстановить.

Порядок измерения высоты штока клапана:

- Убедитесь, что клапан сел в седло.

- Установите сальник штока.

- Установите фиксатор пружины и шпонки штока.

- Измерьте расстояние от головки цилиндров до нижней части фиксатора пружины клапана.

- Если оно превышает максимальную высоту, указанную в технических характеристиках, следует установить новый клапан и повторно измерить высоту штока.

- Не используйте шайбы для регулировки высоты штока.

- Применение регулировочных шайб приведет к тому, что пружина клапана будет достигать нижнего предела до того, как кулачок распределительного вала достигнет пика подъема.

- Если высота штока все еще превышает максимальную высоту, определенную в технических характеристиках, головку цилиндров требуется заменить.

Сборка головки блока цилиндра Шевроле Каптива

Установите резьбовые пробки охлаждающей жидкости головки цилиндров.

Затяните резьбовые пробки охлаждающей жидкости головки цилиндров до 31 Нм.

Установите расширительные пробки масляной магистрали.

Никогда повторно не используйте сальник штока клапана. При сборке головки цилиндров всегда используйте новые уплотнения.

Посадите сальники штоков на направляющие втулки. Во время установки силу следует применять только к поверхности сальника штока клапана, контактирующей с пружиной.

Вдавливайте и вкручивайте сальник штока в исходное положение на направляющей втулке до тех пор, пока уплотнение определенно не захватит направляющую втулку.

Смажьте шток и внутренний диаметр направляющей втулки чистым моторным маслом.

При установке клапана сальник штока не должен отделяться от направляющей втулки.

Вставьте клапан в направляющую втулку, пока он не упрется в седло.


Поместите пружину клапана (2) в опорную чашку пружины (1). Положите фиксатор пружины клапана на пружину клапана.

Сжатые пружины обладают высоким напряжением по отношению к устройству сжатия пружины. Пружины, которые неправильно сжимаются устройством сжатия или освобождаются из него, могут выскочить из устройства со значительной силой.

Проявляйте осторожность при сжатии или освобождении пружины клапана устройством и при снятии или установке шпонок штока. Несоблюдение осторожности может привести к травмам.

Не сжимайте пружину до менее 24,0 мм. Контакт между фиксатором пружины и сальником штока может привести к потенциальному повреждению сальника штока клапана.

Сожмите пружину с помощью устройства сжатия пружины.

Установите сухари в исходное положение, вдавив инструмент вниз, и ослабив напряжение устройства сжатия пружины.

Убедитесь в правильности установки сухарей, положив ветошь поверх упора клапана и постучав по нему легкими ударами молотка без отскока. Сухари и пружина должны остаться на месте.

 

__________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________

Эксплуатация и ремонт

Каптива